Общее недоразвитие речи: что делать?

На вопрос отвечает к.п.н., доцент кафедры логопедии Любимова М.М.

Речевые нарушения отличаются разнообразием в проявлениях, стойкостью и трудностью коррекции, однако при наличии регулярной логопедической помощи (не менее трех раз в неделю) и семейной поддержки, они корригируются в дошкольном возрасте.

Важно максимально использовать бытовые, обиходные ситуации для речевого развития ребенка. Во время проведения режимных моментов взрослый разворачивает перед ребенком диалог-образец, многократно проговаривая названия предметов одежды, посуды, исполняет роль спрашивающего и отвечающего. Все названия предметов и их качеств, действий произносится четко, в медленном темпе.

Например, в процессе приготовления обеда или ужина учите ребенка названиям продуктов, овощей и фруктов, обращайте внимание на образование относительных прилагательных в названиях соков: что мы будем готовить? (завтрак), что мы наливаем в стакан (сок), что в стакане (сок), какой это сок (яблочный, апельсиновый). Не требуйте от ребенка полного ответа. На начальном этапе достаточно односложных ответов.

 Старайтесь комментировать свои действия и побуждайте к этому ребенка. Эффективным оказывается ситуация «помощник». Взрослый просит ребенка о помощи и дает ему поручение: «Поставь чашки на стол, налей воду в стакан», а затем уточняет, что сделал ребенок. Таким образом, мы вовлекаем ребёнка в диалог и побуждаем его к полному ответу: я поставил чашку на стол.

Можно соревноваться с ребенком в подборе прилагательных к существительному или существительных к глаголу: например, Кто придумает больше слов о том, какой огурец? Что можно жарить? Выигрывает тот, кто скажет последним. Такие игровые упражнения систематизируют и расширяют словарный запас ребенка.

Очень полезно читать ребенку сказки, но не менее важно совместно рассматривать сюжетные картинки. Рассматривая одну за другой сюжетные картинки, рассказывайте их содержание, привлекайте внимание ребенка не только к главным героям, но и к деталям. Избегайте прямых вопросов «Кто это?», «Что это?», используйте вопросы косвенных падежей «С кем играет девочка?», «Чем рисует мальчик?», «У кого в руках лопатка?». Попросите показать ребенка действие, например: «Покажи, кто здесь читает, а кто рисует?». Предложите ему показать на картинке, то что он умеет делать сам, показать предметы, которые есть у вас дома.

Наверх