Некоторые приемы формирования каллиграфических навыков у младших школьников с предрасположенностью к оптической дисграфии

Хавченко Анна Николаевна

магистрантка 2-го курса дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Россия, г. Москва

Аннотация. В статье раскрываются механизмы нарушений письма у младших школьников с позиций научных достижений в области психологии, нейропсихологии, педагогики (общей и коррекционной). Обосновывается роль каллиграфических  навыков в формировании письма, приводится комплекс упражнений, способствующих формированию каллиграфических навыков в системе профилактики оптический дисграфии у обучающихся первых классов.

Ключевые слова: трудности обучения, оптическая дисграфия, каллиграфические навыки, навыки письма, зрительное восприятие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации, зрительная память.

Обучение письму является важным аспектом в разделе обучения грамоте, связанным с первоначальным овладением навыком письма. Однако в наши дни исследователи отмечают наличие большого числа младших школьников (25-30%), испытывающих трудности обучения, которые часто не заканчиваются в начальной школе, а только видоизменяются и сохраняются вплоть до завершения школьного обучения [2].  Это снижает успешность обучения, самооценку обучающегося, его социализацию.

Усугубляет ситуацию слишком раннее пользование компьютерами, телефонами и планшетами, что впоследствии может привести к выраженным трудностям при формировании графического навыка письма.

Исследователи отмечают, что трудности овладения навыком письма часто связаны с несформированностью зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координаций, что приводит к специфическим ошибкам на письме в виде оптической дисграфии. В целях предупреждения трудностей обучения у обучающихся младших классов необходим поиск эффективных методов и приемов своевременного выявления и предупреждения нарушений письма.

При разработке содержания обучения мы руководствовались как общедидактическими, так и специальными принцами коррекционного обучения, в частности, принципами обучения каллиграфическим навыкам младших школьников в современных условиях начального школьного образования М.М. Безруких, Н. Д. Горбачева, О. В. Елецкая, Е.Н. Потапова [2; 3; 4; 6] и др. При подборе упражнений, направленных на формирование каллиграфических навыков, учитывали приемы и техники Харриса Дэвида [8] и др.

Для формирования каллиграфических навыков в системе устранения ошибок на письме оптического характера (тем самым предупреждения оптической дисграфии) у обучающихся первых классов нами была определена последовательность и направления комплексного воздействия, в основу которых были положены методические рекомендации и упражнения О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой и др. [2;3;4;5;7].

Было выделено семь направлений коррекционной работы, которые позволяют формировать базовые процессы, лежащие в основе оптически правильного письма:

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания, в т.ч., и буквенного.
  2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти.
  3. Формирование пространственного восприятия и представлений.
  4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
  5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
  6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
  7. Развитие мелкой моторики

В основу работы по формированию каллиграфических навыков была положена методика Е. Н. Потаповой [6, с. 44-56].  При формировании каллиграфического навыка у обучающихся первых классов нами использовались приемы: анализ формы букв, показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, списывание учащимися с готового образца, копировальный способ, воображаемое письмо, введение в обучение правил письма, письмо под счет или в такт счету.

Обучение  проводилось в три этапа.

На I этапе осуществлялось развитие мелкой моторики рук посредством занимательного вычерчивания различных фигурок с помощью лекал с последующей штриховкой их дугообразными, прямыми линиями, петельками – это будущие элементы букв. Дети проводят линии слева направо, снизу вверх и сверху вниз (в соответствии с правилами русской письменности).

Упражнения на развитие мелкой моторики выполнялись детьми не только в уроках, но и на логопедических занятиях, а также с родителями.

При этом использовались следующие упражнения:

1. Упражнение «Ежик». Шаблон представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Упражнение «Ежик»

Педагог задает загадку:

Ночью ходит, днем он спит.

Если сердится – ворчит.

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто ж?

Ну, конечно, это… (ёж).

В совместной работе с учителем дети отгадывают загадку и решают, как правильно нарисовать ежа.

2. Упражнение «Светофор». Шаблон представлен на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Упражнение «Светофор»

Упражнение также сопровождается загадкой для повышения заинтересованности учащихся:

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

Светятся, моргают –

Людям помогают.

Далее учитель задавал детям вопросы: -какие три цвета у светофора? Что они означают? Кто контролирует движение, когда нет светофоров? Данные вопросы помогают развить кругозор детей, повторить технику безопасности при переходе через дорогу. Упражнение выполняется с помощью трафаретов. Круги заштриховываются цветными карандашами.

На II этапе проводилась работа по написанию букв не только при помощи зрительного контроля, но и путем подключения тактильной памяти, то есть на основе представлений о том, как производится правильное написание букв. Необходимо также помнить о развитии слуховой и зрительной памяти. На данном этапе коррекционной работы применялись следующие упражнения:

1. Упражнения на запоминание. Эти упражнения можно выполнять несколькими способами: - ребенок смотрит на изображение, запоминает его в течение некоторого времени, а затем рисует по памяти; -ученик запоминает несколько предметов, которые он видит перед собой, а затем перечисляет их; -ученик запоминает слова, написанные учителем на доске, а затем записывает их в тетрадь и т д.

2. Упражнение на дополнение слова. На доске или раздаточном материале записаны слоги. Задача учащихся – дополнить их, чтобы получились полноценные слова.

3. Создание картонной азбуки. Учитель подготавливает картонные карточки размером 10х10 см, пишет на них строчные и прописные буквы. Дети водят по написанным буквам указательным пальцем, запоминая последовательность написания буквы.

На III этапе осуществлялось обучение написанию букв и их соединений с помощью вкладыша, буквы писались посредством кальки. Таким образом, обучающиеся обобщали, систематизировали ранее  приобретенные навыки, полученные на первых двух этапах обучения. Применялись следующие упражнения:

  1. Написание различных сложных буквенных элементов (рисунок 3):

 

Рисунок 3. Упражнение по написанию сложных буквенных элементов

Упражнение проводится по следующей схеме: производится визуальный анализ структуры (из каких элементов состоит, из каких букв состоит), буквы строятся поочередно из вычлененных элементов (данные элементы могут быть представлены шаблонами на кальке).

2. Нахождение «спрятанных букв». Пример представлен на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Нахождение «спрятанных» букв

3. Сравнение написания букв (нахождение общего и различного между буквами б – д, п – т и т. д.).

Также выполнялись задания, в которых обучающиеся продолжали рисовать по контурам, заполнять пустоты различными графическими элементами. Данные упражнения способствуют развитию мелкой моторики, развивают умение правильно держать карандаш в руке, чувство композиции. Пока дети выполняют вышеперечисленные задания самостоятельно, педагог имеет возможность обратить особое внимание на правильную осанку учеников, на расположение тетради на рабочем столе и способ держания ручки (карандаша), на порядок письма и каллиграфию.

Наряду с работой по практическому запоминанию новой буквы развивается умение производить слого-звуковой анализ слова. Дети записывают звуковую модель слова-картинки в отведенных для этой цели прямоугольниках, дают характеристику выделенному в схеме звуку и соотносят его с изучаемой буквой (рисунок 5).

 

Рисунок 5. Упражнение на слого-звуковой  анализ слова

Изучение порядка написания буквы происходит в несколько этапов: сначала анализируется исходная структура и порядок следования букв (по звуковой схеме слова), работаем над рисованием элементов и записываем их целиком.  Этой работе способствуют изображения букв и их элементов, которые нужно обвести, а также знаки, обозначающие начало и направление буквы (точки, дефисы, стрелки).

Написание новой буквы и ее компонентов посредством рисования делает монотонное повторение одних и тех же элементов забавной практикой. Дети с удовольствием и интересом пишут десятки одинаковых элементов и букв, почти овладевая не только контуром, но и порядком, в котором буква пишется, и достигают автоматизированного навыка, как только выучивают новую букву.

Коррекционно-развивающая логопедическая работа по формированию каллиграфического навыка в системе профилактики оптической дисграфии у обучающихся первых классов носила комплексный, системный характер,  была направлена на развитие высших психических и моторных функций, являющихся базовыми для оптически правильно письма. Так, в процессе обучения каллиграфическим навыкам у первоклассников развивалось зрительное восприятие (зрительное внимание, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации, зрительная память), динамический праксис руки. Таким образом, был реализован  нейропсихологический аспект коррекционного воздействия,   основанный  на полисенсорном  характере обучения.

Литература

  1. Андреева, А. И., Андреева, А. А. Особенности формирования навыков письма у младших школьников с акустической дисграфией / А. И. Андреева, А. А. Андреева // Современная наука: проблемы, идеи, тенденции: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А. И. Вострецова. – Нефтекамск: Мир науки, 2020. – С. 405-408.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М.: «Академия», 2000. - 248 с
  3. Горбачева, Н. Д. Прописи по русскому языку для начальной школы / Н. Д. Горбачева. – М.: АСТ, 2017. – 18 с.
  4. Горбачева, Н. Д. Прописи по русскому языку для начальной школы с развивающими заданиями и играми / Н. Д. Горбачева. – М.: АСТ, 2019. – 130 с.
  5. Елецкая, О. В. Специальная педагогика: Учебное пособие с практикумом для вузов / О. В. Елецкая, М. В. Матвеева, Е. А. Логинова. – М.: Владос, 2019. – 478 с.
  6. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
  7. Потапова, Е. Н. Становление почерка / Е. Н. Потапова // Советская педагогика. – 1987. – №7. – С. 42-56.
  8. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М.: Владос, 1997. – 428 с.
  9. Харрис Дэвид Искусство каллиграфии: практическое руководство по приемам и техникам / Дэвид Харрис ; пер. с англ. Е. Петровой ; [науч. ред. О. Титова, Н. Торопицына, Л. Гроздова]. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 128 с.: ил.

Скачать статью >>>

Статья опубликована на сайте http://www.logo-mpgu.ru/ 05.07.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Хавченко А.Н. Некоторые приемы формирования каллиграфических навыков у младших школьников с предрасположенностью к оптической дисграфии [Электронный ресурс]: Кафедра логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета: [сайт], 2021. http://www.logo-mpgu.ru/faq/pedagogam/sovety-uchitelyu/nekotorye-priemy-formirovaniya-kalligraficheskih-navykov-u-mladshih-shkolnikov-s-predraspolozhennostyu-k-opticheskoj-disgrafii.html  (дата обращения 05.07.2021)

Наверх