Памятка для учителя основной школы

Что должен знать учитель средней школы о детях с речевой патологией?

  1. Помните, что дисграфия и дислексия – это нарушения письма и чтения, обусловленные речевым недоразвитием у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
  2. Внимательно ознакомьтесь с личными делами учеников. Если ребенок посещал специальное коррекционное дошкольное учреждение или занимался с логопедом на логопункте в начальной школе – у такого ребенка высока вероятность дислексии или дисграфии.
  3. Внимательно вслушайтесь в речь учащегося, если Вы заметили своеобразие произношения – такой ребенок нуждается в тщательном обследовании логопедом. Только логопед может сделать вывод о том, могут ли данные ошибки быть причиной нарушений письма и чтения. Нарушения произношения отдельных звуков (например, одного звука р) как правило, не оказывает влияния на усвоение детьми школьной программы, но однозначно могут оказывать негативное влияние на формирование личности ученика.
  4. Помните, что речевые нарушения многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Не все речевые нарушения выражены в устной речи. Хорошее произношение не гарантирует отсутствие речевого недоразвития. Выявить некоторые речевые нарушения, такие, например, как нарушение способности различать звуки родного языка (фонематическое недоразвитие) может логопед во время специального обследования. Однако, данное нарушение может быть причиной возникновения специфических ошибок на письме и при чтении.
  5. При анализе письменных ошибок следует обращать внимание только на часто повторяющиеся, стойкие ошибки: замены букв, обозначающих согласные звуки трудные для дифференциации (запила – забила, куртка - култка, мороженое - морошеное), пропуски как гласных, так и согласных в слове (хлодная – холодная, сомана – сломана), перестановки букв и слогов (гоеметрия – геометрия; ромашки - морашки), стойкий аграмматизм (всего 5 яблока – всего 5 яблок).
  6. Если у ребенка неразборчивый, трудно читаемый, небрежный почерк – это может быть проявлением «маскирующего эффекта». Так ребенок может прятать или маскировать ошибки на письме.
  7.  Если ребенок читает вслух медленно, с трудом прочитывает слова сложные по слоговой структуре, заменяет или пропускает буквы в словах, переставляет в словах слоги, часто пользуется угадывающим чтением, не дочитывает окончания – это наиболее характерные признаки дислексии. Такие дети даже в старших классах читают медленно, невыразительно, с большим количеством ошибок.
  8. Важно знать, что показатель скорости чтения, который весьма популярен среди учителей и родителей и нередко считается критерием оценки качества всего навыка чтения, не является основным. По скорости чтения нельзя судить о его сформированности. Если ребенок читает несколько медленнее своих сверстников, но при этом не делает ошибок и демонстрирует хорошее понимание прочитанного, то такой ребенок не нуждается в специальной помощи.
  9. Основным признаком сформированности навыка чтения – должно быть правильное понимание прочитанного, умение пересказать текст, выделить его основную мысль, ответить на вопросы по тексту. В старших классах ошибки технической стороны чтения уже могут ярко не проявляться, однако, смысловые компоненты чтения без специальной логопедической коррекционной работы формируются с большими трудностями.
  10. Для многих детей с речевой патологией характерен низкий уровень сформированности не только речевых процессов, лежащих в основе письменной речи, но и неречевых психических функций и процессов, составляющих функциональный базис письма и чтения. Особенно страдает у детей слухоречевой вид памяти, отмечается нестойкость слухового контроля и внимания, нарушение зрительного восприятия, слабость зрительно-пространственной памяти и неполноценность межанализаторных взаимодействий. Сочетание психофизиологических, психологических и речевых нарушений приводят к длительным срокам становления письменной речи, а иногда и к невозможности полноценного их формирования без комплексного психолого-педагогического воздействия.
  11. Следует помнить, что общий интеллектуальный уровень детей с нарушениями письма и чтения соответствует норме.

Каковы особенности работы с детьми дислексиками и дисграфиками?

  1. Для детей с нарушениями речи характерна низкая скорость записи под диктовку – старайтесь снизить скорость своей речи при диктовке. Делайте небольшие паузы (3–4 мин.) после объяснения какого-либо вопроса, чтобы ребенок мог записать воспринятое. Не бойтесь два или три раза повторить основные положения предлагаемого материала. Используйте как можно шире иллюстративный материал.
  2. Учите ребенка пользоваться словарями и справочными пособиями.
  3. Помните, что для детей дисграфиков и дислексиков трудны для прочтения и понимания сложные термины. Старайтесь произносить их четко, внятно, желательно по слогам.
  4. Не заставляйте ребенка многократно прописывать слово, в котором есть ошибка. Увеличение количества упражнений в домашней работе не приведет к коррекции речевой патологии, а только автоматизирует неправильно сформированный навык письма и чтения, усилит негативное отношение к учебе, приведет к переутомлению и физической усталости.
  5. Не учите детей прятать или маскировать ошибки и не разрешайте ученикам на уроках и во время выполнения домашнего задания пользоваться корректорами, ручками со стирающимися чернилами, заклейками и замазками. Так создается видимость благополучия, а не решается причина детской неграмотности.
  6. Воспитывайте у ученика позитивное отношение к ошибкам. Не ошибается только тот, кто не учится! Ошибки – это свидетельство неразрешенной проблемы. Ошибки можно проанализировать, выявить причину этих ошибок и путем выполнения специальных упражнений исправить.
  7. Дайте ребенку чуть больше времени на проверку своей работы и поиск ошибок.
  8. Нарушения письма и чтения поддаются коррекции – рекомендуйте родителям детей со стойкими и множественными ошибками на письме и плохим чтением обратиться за помощью к логопеду!

Лагутина А.В.

 

Наверх