Чиркина Галина Васильевна

Галина Васильевна Чиркина – выдающийся российский ученый - дефектолог, логопед, исследователь детской речи, доктор педагогических наук, профессор. Основатель научной школы, новых направлений исследований в логопедии, инновационных технологий комплексной диагностики и коррекции речевых нарушений. Последовательно развивала и популяризировала идеи своего учителя - Р.Е. Левиной в науке и практике логопедии на протяжении середины ХХ – начала ХХI веков………

Такие слова могут быть включены в новую очередную редакцию дефектологического словаря. 

Действительно, научное мировоззрение Галины Васильевны во многом формировалось под влиянием Р.Е. Левиной, идеи которой были положены в основу научной школы, которую создала Галина Васильевна Чиркина. Однако она значительно обогатила «левинские» идеи, вдохнула в них «вторую жизнь», открыв новые перспективы развития логопедической науки, ее комплексный интегративный междисциплинарный характер.

Г.В. Чиркина родилась 29 апреля 1935 г. в Москве. Окончив в 1958 г. Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина по специальности «дефектология, русский язык и литература», Галина Васильевна начала свою трудовую деятельность как педагог – воспитатель сурдологопедического отделения детской больницы им. Дзержинского.
1960 г. она по совместительству стала работать педагогом школы – клиники НИИ Дефектологии АПН СССР. В 1962 г. Галина Васильевна перешла на постоянную работу в эту школу – клинику для детей с тяжелыми нарушениями речи и слуха. С тех пор, более 50 лет ее профессиональная биография неразрывно связана с историей НИИ Дефектологии (в настоящее время – Институт коррекционной педагогики РАО – ИКП РАО).

Именно здесь под руководством Р.Е. Левиной было проведено изучение недостатков письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, разработаны пути их преодоления и предупреждения, и в 1967 г. Г.В. Чиркина защитила кандидатскую диссертацию по проблеме дисграфии у детей с нарушениями артикуляционного аппарата. Исследованием было установлено, что при аномалиях артикуляционного аппарата нарушения письма являются следствием фонематического недоразвития, обусловленного несформированностью кинестетического анализа. Г.В. Чиркиной была разработана методика коррекции дисграфии у детей с ринолалией и дизартрией на основе приближенного произношения, с временным использованием аналога звука. В 1969 г. Галиной Васильевной была опубликована первая монография «Дети с нарушением артикуляционного аппарата» (1969 г.), которая по праву считается научным бестселлером.

В период с 1970 по 1980 гг. Чиркина Г.В. занималась разработкой содержания и методов обучения детей дошкольного и школьного возраста с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Ею разработаны разделы программ для специальной (коррекционной) школы V вида и дошкольных образовательных учреждений для детей с речевыми нарушениями, созданные коллективом ученых ИКП РАО и МГОПУ (в настоящее время – МГГУ им. Шолохова).
В 1987 г. на основе многолетнего изучения детей с ринолалией Галиной Васильевной Чиркиной была защищена докторская диссертация по теме «Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции», в которой впервые проблема ринолалии была представлена с позиции системного подхода. Проведенное Г.В. Чиркиной изучение речевой деятельности детей с ринолалией в условиях специального обучения позволило раскрыть специфические связи между ведущим дефектом и вторичными отклонениями, а также охарактеризовать особую структуру речевого недоразвития.

С этого же года Галина Васильевна Чиркина возглавила лабораторию логопедии – ту самую, в которой когда-то под руководством проф. Р.Е. Левиной началась ее научная биография.
Галина Васильевна пришла в лабораторию НИИ Дефектологии в период ее расцвета, была свидетелем ее сокращения до сектора логопедии и стала тем человеком, который возродил лабораторию логопедии в стенах уже Института коррекционной педагогики РАО.
«Институт коррекционной педагогики - Храм науки!» - один из афоризмов Галины Васильевны – его знают все ученики Галины Васильевны.

Руководство лабораторией Галина Васильевна воспринимала прежде всего, как наследие Р.Е. Левиной и в продвижении ее идей видела главную задачу лаборатории.

Возрождая лабораторию, Г.В. Чиркина избрала путь наиболее сложный - привлекала к научной работе молодых логопедов-практиков и студентов, обучая их. Она осуществляла научное руководство в аспирантуре, формируя мировоззрение учеников. Была научным консультантом докторантов. Так шаг за шагом, год за годом она создавала свою научную школу.
Среди учеников Галины Васильевны много известных ученых, таких как О.С. Орлова, О.Е. Грибова, Т.В. Туманова, М.Н. Русецкая. Галина Васильевна руководила научной работой специалистов в разных регионах России и зарубежья: Т.А. Алтухова (г.Белгород), С.А. Игнатьева, Е.Н. Российская (г. Курск), И.Б. Карелина (г. Ярославль), Е.В. Шереметьева, С.Г. Щербак (г. Челябинск), Л.Е. Томме, Е.Е. Китик, С.Н. Коновалова (г. Омск), Э.Г. Касимова (г. Уфа), Л.Г. Соловьева (г. Архангельск), Г.Н. Соломатина (г. Ставрополь), И.Г Веретенникова, Л.Р. Муминова (г. Ташкент), В.В. Тарасун (г. Киев), М.В. Сиротюк (г. Евпатория) и другие.

В лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями речи в разные годы работали О.С. Орлова, О.Е. Громова, Ю.Е.Вятлева, А.В. Лагутина, И.Ю. Кондратенко, Е.Л. Черкасова.

В этой статье нам хотелось бы показать, насколько разнообразна и интересна была научная и практическая работа лаборатории под руководством Г.В. Чиркиной.

Круг научных интересов Галины Васильевны был чрезвычайно широк.- «Логопедическое поле необозримо! В нем столько неизученных лакун!» - говорила она. Высочайший профессионализм, эрудиция, знание истории и состояния современных аспектов отечественной и зарубежной логопедии позволяли ей определять актуальные проблемы исследований, методологический подход к их разработке. Галина Васильевна глубоко чувствовала и прекрасно разбиралась в современной психолингвистике, психологии, психофизиологии, педагогике и дефектологии – это давало ей возможность планировать исследования лаборатории в зонах пересечения наук, уделять внимание малоизученным и дискуссионным вопросам .

Так, в 1998 году Г.В. Чиркина осуществляла научное консультирование докторского диссертационного исследования Ольги Святославны Орловой «Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса у педагогов». Эта работа посвящена исследованию функциональных характеристик голоса и личностных особенностей педагогов и студентов, анализу причин наиболее распространенных заболеваний голосового аппарата и механизмов коррекции этих нарушений. Впервые на основе проведенного многофакторного анализа причин, предрасполагающих и вызывающих нарушения голосового аппарата, у педагогов установлена взаимообусловленность нарушений голоса и таких факторов, как интенсивность голосовой нагрузки, уровень владения техникой речи; возраст, стаж педагогической деятельности, специализация; влияние стрессовых факторов и простудных заболеваний; конституционально-личностных особенностей. Функциональные характеристики качеств голоса педагогов и студентов педагогических учебных заведений позволили определить стандарты профессионального голоса учителя.

На основании этого клинико-психолого-педагогического исследования предложена классификация больных с дисфониями по степени выраженности голосового расстройства, фиксации внимания на нарушении голоса с учетом ведущего канала сенсорного восприятия и обоснована необходимость применения комплексного психолингвистического метода в работе по формированию и развитию голоса. Разработанные в процессе выполнения исследования общие принципы и конкретные методические приемы коррекционно-педагогического воздействия позволили на качественно ином уровне решать ряд важных прикладных задач, связанных с реабилитацией больных с заболеваниями голосового аппарата, в частности педагогов; предупреждением профессиональных нарушений голоса, а также экспертной оценкой заболеваний голосового аппарата. На основе полученных результатов созданы рекомендации по совершенствованию вузовской подготовки будущих педагогов и, в частности, дефектологов.

Несколько позже под руководством Г.В. Чиркиной совместно с кафедрой оториноларингологии 2-го медицинского университета Елена Леонидовна Черкасова провела исследование особого типа дефекта, обусловленного сочетанием нарушений речи и минимального снижения периферического слуха. Такой тип дефекта был представлен впервые в типологии речевых расстройств. Он характеризуется аддитивным (взаимным) влиянием двух неполноценно функционирующих анализаторов и гетерогенностью проявлений в различных периодах сензитивного развития ребенка. Получены новые уникальные данные о состоянии речи, слуха и модально-специфических функций детей не только дошкольного, но и младшего школьного возраста, имеющих сочетанное нарушение речи и минимального снижения слуха. Исследование позволило выявить особенности формирования устной и письменно-речевой деятельности детей данной категории в период дошкольного воспитания и школьного обучения. Определены основные направления логопедического воздействия, учитывающего своеобразие структуры нарушения. В то же время было доказано, что основным ядром коррекционной программы в таких случаях является развитие центральных слуховых механизмов, необходимых для анализа акустических речевых стимулов как лингвистических сигналов. Важным моментом является включение в программу этапа тренинга восприятия и использования речи в сложных коммуникативных ситуациях, что представляет серьезную проблему для большинства детей с речевыми расстройствами и особенно для детей с минимальной слуховой депривацией. Методы и приемы диагностики и коррекции нарушений речи, осложненных минимальным снижением слуха, в дошкольном возрасте являются основой пропедевтики подобных расстройств в школьном возрасте, создают предпосылки для интеграции этой категории детей в общеобразовательную среду.

Галина Васильевна учила нас нестандартному взгляду на проблему. Например, чтение – традиционно рассматривается в логопедии как объект коррекционного воздействия, и привычно сложилось отрицательное мнение о раннем обучении чтению детей с нарушением речи. Идея Галины Васильевны заключалась в том, что раннее чтение может стать средством коррекции речевого нарушения. Она считала, что возможности чтения как коррекционного средства речевого недоразвития у детей дошкольного возраста остаются недооцененными. Известно, что целенаправленная работа по развитию фонематического восприятия, которая традиционно проводится в процессе логопедических занятий, способствует формированию фонематических представлений. Однако, как показали исследования многих известных авторов [Жинкин Н.И., Журова Л.Е., Левина Р.Е., Спирова Л.Ф., Эльконин Д.Б.], не всегда гарантирует полноценное овладение ребенком навыками звукового анализа и синтеза. Обучение начальным навыкам чтения в этом случае может стать вспомогательным приемом, который дает возможность ребенку пятого года жизни с ОНР овладеть осознанно навыками фонематического анализа и синтеза. В основу этого предположения легла идея Р.Е. Левиной о том, что, приступая к обучению чтению, ребенок переходит на новую качественную ступень языкового развития – от фонематического восприятия к осознанному, целенаправленному фонематическому анализу.

С 2000 по 2006 г. Анастасия Владимировна Лагутина под руководством Г.В. Чиркиной провела исследование функционального базиса чтения, разработала методику формирования функциональной основы чтения через обучение начальным навыкам чтения детей с нарушениями речи. Обучение начальным навыкам чтения рассматривалось как вспомогательный прием, который дает возможность ребенку пятого года жизни с ОНР овладеть более осознано навыками фонематического анализа и синтеза. Это подтвердилось при оценке влияния навыка чтения на сформированность фонематических процессов. Было доказано, что включение элементов обучения начальным навыкам чтения в коррекционный процесс не только оказывает стимулирующее воздействие на формирование фонематических процессов у дошкольников с ОНР и повышает мотивацию к занятиям, но и одновременно воздействует на формирование всего функционального базиса чтения. Основываясь на наиболее сохранных неречевых психических функциях (зрительно-предметная память, зрительное восприятие и праксис), он совершенствует слухоречевую память, слуховое восприятие и внимание. Данная работа была выполнена на стыке психологии, психолингвистики, дефектологии и культурологии.
Чрезвычайно разнообразны исследования, проведенные под руководством Галины Васильевны по возрастному диапазону испытуемых. Ее ученики изучают различные аспекты речевого недоразвития у детей от раннего, преддошкольного до старшего дошкольного и школьного возраста.

Громова Ольга Евгеньевна, являясь сотрудником лаборатории, осуществила диссертационное исследование по теме «Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения». Целью этого исследования была разработка содержания и методов коррекционной работы, направленных на раннее выявление и логопедическую поддержку особой так называемой донозологической категории детей, которую можно охарактеризовать как группу риска по общему недоразвитию речи. Ольга Евгеньевна провела изучение более 200 доношенных детей в возрасте от 18 до 36 месяцев с задержкой речевого развития, что дало возможность уточнить основные факторы, негативно влияющие на речевое развитие в раннем возрасте, и осуществить на этой основе комплексный анализ и оценку наиболее значимых показателей речевого дизонтогенеза в различные эпикризные сроки.

Проблеме формирования эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста была посвящена научная работа сотрудника лаборатории Ирины Юрьевны Кондратенко. Она убедительно доказала, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) испытывают значительные трудности в подборе и правильном употреблении слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; слов - оценок, квалифицирующих вещи, предметы, явления лексически с положительной или отрицательной стороны; слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований. Это приводит к ограничению смысловых связей, недостаточности синтагматических и парадигматических отношений, что отрицательно влияет на формирование связной речи в целом. Спонтанное развитие эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи не может привести к удовлетворительным результатам. В исследовании имеются фактические доказательства того, что только целенаправленное формирование данного пласта лексики у детей с ОНР влияет на правильное понимание и называние определенного эмоционального состояния, оценивание коммуникативных ситуаций, выражение своих и чужих переживаний, чувств, оказывает воздействие на когнитивные процессы.

Одной из важнейших проблем, которой Г.В. Чиркина и ее лаборатория интенсивно занимались последние годы, является проблема коммуникации детей с речевыми нарушениями в раннем, дошкольном и школьном возрасте. Под ее руководством разработаны разные аспекты этой проблематики. Их актуальность определялась новыми современными подходами к организации образовательного процесса детей с нарушениями речи. Эти подходы ориентированы не только на овладение академическим компонентом образования (т.е. на усвоение знаний, умений и навыков), но и на усиление роли компонента жизненной компетенции, успешной социализации этих детей. Два этих направления тесно связаны с состоянием коммуникативной компетенции детей с выраженной речевой патологией, так как ядро их дефекта определяет нарушение речевого общения, речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Исследования лаборатории по выявлению и коррекции нарушений устной и письменной речи у детей с различными формами речевой патологии в разном возрасте не носили разрозненный, обособленный характер, а основывались на единых теоретических позициях, сформулированных Р.Е. Левиной и Г.В. Чиркиной.

Галина Васильевна была носителем высокой академической культуры, к сожалению, уходящей и во многом потерянной, которая характерна для научных институтов времен Л.С. Выготского и его учеников. Она виртуозно владела умением вести научную дискуссию. Выступления Галины Васильевны отличались аргументированностью, яркостью и точностью, при этом она была предельно тактична и умела конструктивно относиться к высказываниям своих оппонентов. Этому она учила сотрудников лаборатории и аспирантов во время обсуждений дискуссионных вопросов, промежуточных результатов проводимых исследований и на предзащитных заседаниях. Традиция открытых заседаний лаборатории совместно с приглашенными коллегами из разных учреждений существовала еще в период руководства Р.Е. Левиной и активно поддерживалась Галиной Васильевной. «Критикуйте!» - говорила Галина Васильевна, - «Чем больше вопросов, тем лучше - именно так через обсуждение и конструктивную критику рождается новый взгляд на проблему исследования, новые идеи и новые выводы».

Наряду с экспериментальной деятельностью самым важным этапом работы считалась работа в библиотеке. Чрезвычайно трепетно Галина Васильевна относилась к нашему чтению научной литературы. Будучи сама эрудированным человеком, она требовала этого и от своих сотрудников и аспирантов: «Идите в библиотеку и читайте!». Периодически в лаборатории обсуждались новые прочитанные книги. Это было так – мы шли вместе с Галиной Васильевной в книжный магазин, выбирали книги, а потом на заседании лаборатории проходил обзор прочитанного. Так мы читали и обсуждали труды Н. Хомского, Д. Слобина, Д. Брунера, Р Фрумкиной и т.д.

«Разборы детей – это основа!»- считала Галина Васильевна. Еще в «левинские» времена в лаборатории проходили тщательные консультации и анализ коррекционной работы педагогов в наиболее сложных случаях речевой патологии у учеников школы-клиники НИИ Дефектологии. Все подобные «разборы» тщательно протоколировались, обсуждался план работы, велся подробный дневник достижений в процессе коррекционного обучения и воспитания. Эту традицию Галина Васильевна пыталась возродить в рамках школы-клиники Института коррекционной педагогики РАО. Она знала всех учителей-логопедов школы, многих учеников. Особые дружеские отношения связывали ее с директором школы Н.А. Туговой. Эту школу она любила и очень переживала, когда школу закрыли. «Разборы» сложных речевых нарушений проходили и в других учреждениях, с которыми сотрудничала лаборатория: в консультационно-диагностическом центре ИКП, в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида № 573 (г. Москва), в Хотьковской школе-интернате V вида для детей с нарушениями речи (МО).

Галина Васильевна поддерживала дружбу с сотрудниками лаборатории периода руководства Р.Е. Левиной. В 2004 году Галина Васильевна задумала подготовить к переизданию книгу Спировой Л.Ф. «Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I – IV классы)». Когда книга была издана мы всей лабораторией поехали домой к Людмиле Федоровне отмечать это событие. Много было воспоминаний, много рассказов о Розе Евгеньевне, о Институте, о лаборатории. 

Разносторонняя научная деятельность Г.В. Чиркиной отмечена государственными наградами. Ее выдающиеся достижения признаны не только в России, но и далеко за ее пределами. Ее монографии, учебники являются настольными книгами для многих поколений логопедов. Предложенные диагностические методики и система коррекционной работы широко используются в практике логопедов системы образования и здравоохранения, при подготовке специалистов в ВУЗах и при разработке специализированных семинаров и курсов. По программам и учебникам обучаются дошкольники и школьники с недоразвитием речи.

Преданность науке, глубокую порядочность, доброжелательность, тактичность, оптимизм, жизнерадостность, тонкое чувство юмора помнят и ценят коллеги, ученики и друзья Г.В. Чиркиной. В любых обстоятельствах она была образцом внимания к людям, справедливости, требовательности к себе и коллегам. Галина Васильевна всегда была генератором новых научных идей, многие из которых еще предстоит последующим поколениям логопедов глубоко осмыслить и реализовать.

Лагутина А.В., Черкасова Е.Л.

Опубликовано в жулнале "Логопедия".- М., 2015.- № - 2(8).- С. 26-35.

Скачать текст статьи

Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР. Москва, 1987 г.

Скачать текст автореферата

 

Наверх