Фронтовики дефектологического факультета

Сегодня, 22 июня, в День памяти и скорби, мы вспоминаем всех наших коллег, которые в тяжелые годы Великой Отечественной войны сражались, трудились в госпиталях и самоотверженно продолжали свою научную работу.

Мы поделимся с Вами биографией Неймана Л.В., Новоселова Л.А., Синяка В.А., ТимохинаВ.П., чьи фамилии хорошо известны каждому дефектологу.

НЕЙМАН ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ (1902 – 1977), участник Великой Отечественной войны, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой дефектологии МГЗПИ.

Родился 18 января 1902 г. в Оренбурге. Окончив гимназию, Лев Владимирович поступает на медицинский факультет 2-го Московского государственного университета, по окончании которого в 1925 г. призывается на военную службу.

После демобилизации Лев Владимирович специализируется в области оториноларингологии в клинике 1-го Московского медицинского института, руководимой А.Ф. Ивановым. Затем работает ординатором, а позднее — с 1929 по 1936 гг. — заведующим ЛОР-отделением Объединенной железнодорожной поликлиники.

С 1937 г., вплоть до начала Великой Отечественной войны, Л.В. Нейман продолжал свою врачебную деятельность в ЛОР-клинике санитарно-гигиенического факультета 1-го Московского медицинского института. За сравнительно короткий срок он совместно с Я.С. Темкиным выполняет сложное клинико-лабораторное исследование, посвященное лечению отогенных внутричерепных осложнений, и завершает ранее начатый обстоятельный труд по морфологии основной пазухи. В 1939 г. Л.В. Нейман защищает кандидатскую диссертацию.

Большой размах приобретает научная и организационная деятельность Л.В. Неймана в годы Великой Отечественной войны.

С июля 1941 г. по ноябрь 1947 г. Лев Владимирович находился в действующей армии. Вначале он являлся заместителем начальника эвакогоспиталя № 13, а с февраля 1942 г. до демобилизации – начальником отоларингологического госпиталя № 4633.

В тяжелых условиях зимы 1941/1942 года он возглавляет организацию специализированного госпиталя для раненых и контуженных с нарушениями слуха и речи, создает в нем ряд кабинетов и лабораторий, оснащенных новейшими техническими средствами, привлекает к работе высококвалифицированных специалистов (врачей, физиологов, акустиков, сурдопедагогов, логопедов и др.). По своей организационной структуре госпиталь, как учреждение для диагностики и лечения нарушений слуха, явился прообразом современных аудиологических учреждений.

В годы Великой Отечественной войны Лев Владимирович публикует ряд статей, освещающих опыт работы в госпитале. Подготовленные при его участии инструкции для Министерства здравоохранения оказали большую помощь в рационализации лечения раненых и контуженных, способствовали их скорейшему возвращению в строй.

В 1949 г. Л.В. Неймана приглашают в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук РСФРС на должность старшего научного сотрудника лаборатории фонетики и акустики. С этого времени основная научная деятельность Льва Владимировича связана с дефектологией. Используя свой богатейший опыт, Лев Владимирович принимается за разработку наиболее актуальных для сурдопедагогики вопросов аудиологии.

Научная сессия по дефектологии. Сотрудники НИИ дефектологии и иностранная делегация
В первом ряду: Л.В. Нейман, А.И. Дьячков; во втором ряду: Х.С. Замский, Ж.И. Шиф, М.И. Земцова, Р.Е. Левина; в третьем ряду: Н.А. Никашина, С.А. Зыков, А.И. Мещеряков. 1967 г.

В результате тщательного изучения состояния слуховой функции у глухи детей Лев Владимирович создает оригинальную классификацию нарушений слуха, дающую аудиологические критерии к решению таких важнейших практических вопросов, как комплектование учебно-воспитательных учреждений для детей с недостатками слуха, осуществление адекватного подхода к различным группам учащихся в работе по развитию и использованию сохранившейся у них слуховой функции, применение звукоусиливающей аппаратуры и т.п. Данная классификация деления глухих на три степени глухоты и глухоты на четыре категории, предложенная Львом Владимировичем Нейманом, широко используется в настоящее время не только российскими, но и многими зарубежными аудиологами и сурдопедагогами для характеристики нарушений слуха.

В поисках наиболее объективных способов исследования слуха у детей Л.В. Нейман совместно с В.И. Лубовским разрабатывают двигательную условно-рефлекторную методику исследования слуха у детей дошкольного возраста с ориентировочным подкреплением. Эта методика полностью оправдала себя и прочно вошла в практику аудиометрии.

Большим вкладом в научное построение работы по использованию и развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей послужило выполненное Л.В. Нейманом совместно с В.И. Бельтюковым исследование процесса восприятия звуков речи при нормальном и нарушенном слухе. Результатом этого исследования явилась монография «Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе», опубликованная в 1958 г.

В связи с внедрением в практику школ для глухих звукоусиливающей аппаратуры особое значение приобретает предпринятое Л.В. Нейманом изучение вопроса о дозировке звуковой нагрузки при слуховом восприятии. Этими экспериментами, по существу, были заложены гигиенические основы применения звукоусилививающей аппаратуры в школе глухих. Продолжая разработку данной проблемы, Лев Владимирович обобщает результаты своего исследования в монографии «Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей, ее исследование, использование и развитие» (1961) и защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук.

С 1962 года Л.В. Нейман переходит на работу в МГЗПИ (ныне МПГУ), где возглавляет кафедру дефектологии. Вскоре Льву Владимировичу присваивают звание профессора.

За время руководства кафедрой Лев Владимирович многое сделал для успешного развития заочной подготовки квалифицированных кадров сурдопедагогов, олигофренопедагов, логопедов.

Руководство кафедрой и чтение лекций он сочетает с большой научно-методической и литературной работой.

Лев Владимирович — автор монографий, пособий, учебников, многочисленных статей. Помимо отмеченных выше важнейших трудов по дефектологии, его перу принадлежат работы по вопросам диагностики, клиники и терапии повреждений органов слуха и речи, а также лечения ушных заболеваний. Около 150 статей им написано для журналов, сборников, Большой и Малой медицинских энциклопедий, словарей. Труды Л.В. Неймана переведены на иностранные языки. Несколько изданий выдержал его учебник «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи».

Много сил и энергии Л.В. Нейман отдает подготовке первого (1964) и второго издания «Дефектологического словаря», где он выступает не только в качестве автора статей, но и редактора одного из разделов.

Научную, педагогическую и врачебную деятельность в качестве консультанта в поликлинике по лечению расстройств слуха и речи Л.В. Нейман сочетает с большой общественной работой. Он является заместителем председателя Московского отделения общества отоларингологов, членом ученого совета Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР и дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина, членом комиссии ВЦСПС по работе среди глухих рабочих и служащих.

Участник Великой Отечественной войны, Лев Владимирович Нейман награжден орденом Отечественной войны II степени и семью медалями, а также почетной грамотой Министерства просвещения, значком «Отличник здравоохранения» и наградным знаком «Отличник народного просвещения».

По воспоминаниям своих коллег, Лев Владимирович был очень общительным, остроумным собеседником, прекрасным рассказчиком, он обладал обширнейшими знаниями, за что студенты называли его «ходячей энциклопедией».

Видный учебный, талантливый исследователь, педагог и общественный деятель, Л.В. Нейман, обладавший огромным личным обаянием, прекрасными душевными качествами, искрометным юмором, снискал к себе любовь и глубокое уважение всех, кто его знал.

 НОВОСЕЛОВ ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1921-1983), участник Великой Отечественной войны, кандидат педагогических наук, доцент, декан дефектологического факультета МГЗПИ.

С 1947 по 1951 гг. учился на дефектологическом факультете Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (МПГУ), окончив его с отличием.

С 1951 г. работал учителем, а затем завучем Люблинской школы для детей с нарушением слуха. В 1955 г. перешел в НИИ дефектологии научным сотрудником в лабораторию обучения и воспитания детей с нарушением слуха, где и защитил кандидатскую диссертацию.

С 1975 по 1983 гг. Л.А. Новоселов возглавлял дефектологический факультет Московского государственного заочного педагогического института. Будучи деканом факультета, Л.А. Новоселов совмещал административную работу по совершенствованию учебного процесса с активной преподавательской деятельностью. Он читал лекции по методике преподавания русского языка, теории и практике трудового обучения глухих школьников, им написаны 4 монографии по проблемам обучения детей с недостатками слуха, учебники для специальной школы, пособия для учителей.

Жизнь не баловала Л.А. Новоселова: добровольцем с 1-го курса он уходит на фронт. А дальше — тяжелое ранение, плен, побег из концлагеря, обморожение, позднее — ампутация обеих ног, смерть жены — все это надо было перенести и не сломаться.

Профессор С.Н. Шаховская вспоминает: «Лев Александрович отличался любовью к жизни, к людям. Был контактным, коммуникабельным, старался помочь коллегам в решении всех проблем. Оптимист, несмотря на превратности тяжелой судьбы, он был внимательным, доброжелательным, верил в людей, высоко ценил дружбу. Не стеснялся показать свою недостаточную компетентность в каких-либо вопросах.

Принципиальный, требовательный, в первую очередь к себе, необычайно скромный человек. Таким запомнился он коллегам по профессиональной деятельности, таким его запомнили многочисленные ученики, для которых Лев Александрович был эталоном профессионализма, порядочности и человечности».

Деятельность Л. А. Новоселова отмечена государственными наградами: орденом Отечественной войны, боевыми медалями.

За заслуги в деятельности просвещения — значками отличника народного образования РСФСР и СССР.

Его жизнелюбие и стойкость всегда вызывали восхищение друзей и коллег, он пользовался заслуженным авторитетом в коллективе преподавателей, являлся председателем секции сурдопедагогики учебно-методического совета Министерства просвещения СССР, членом ученого совета НИИД АПН СССР.

СИНЯК ВАСИЛИЙ АКИМОВИЧ (1921-1990), участник Великой Отечественной войны, кандидат педагогических наук, доцент, декан дефектологического факультета МГЗПИ.

С именем Василия Акимовича связана история организации и становления дефектологического факультета Московского государственного заочного педагогического института. С 1954 по 1970 гг. он был бессменным деканом, а затем заведующим кафедрой дефектологии этого факультета.

В.А. Синяк автор нескольких монографий по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха, учебных программ и методических пособий для учителей. В течение многих лет по его книге «Логопедия» учились студенты-заочники дефектологического факультета.

Родился В.А. Синяк в 1921 г. в Винницкой области. В 30-е годы его отца, в то время работника сельского совета, арестовали и расстреляли по ложному доносу. Только через полвека сын получает известие о его реабилитации. Все эти годы до реабилитации Василий Акимович живет с огромной тяжестью в душе.

В восемнадцать лет В.А. Синяк приезжает в Москву и, еще не получив педагогического образования, начинает работать учителем в школе глухих. Вскоре его призывают в армию. В начале войны он служит в авиации, участвует в боевых вылетах. В одном из боев самолет был подбит. Все члены экипажа получили тяжелые ранения. Дальнейшая служба в авиации становится невозможной по состоянию здоровья. Молодого лейтенанта направляют командовать стрелковой ротой. Снова тяжелейшее ранение и В.А. Синяк возвращается в школу, поступает в МГПИ им. В. И. Ленина, там же заканчивает аспирантуру и защищает диссертацию.

С 1955 г. В.А. Синяк преподает на дефектологическом факультете МГЗПИ. Василий Акимович имел звание «Отличник просвещения» и «Отличник народного образования СССР». Скромный, простой в обращении, В.А. Синяк всегда был примером беззаветного служения выбранной им специальности. Даже выйдя на пенсию, он продолжал активно работать, постоянно поддерживал связь с коллективом факультета.

Из воспоминаний профессора, доктора педагогических наук А.Г. Зикеева: «Одной из первых «судьбоносных» была встреча с Василием Акимовичем Синяком, который в 50-е годы, будучи старшим научным сотрудником НИИ дефектологии АПН РСФСР, совместно с Р.М. Боскис и К.Г. Коровиным реализовал важное исследование, связанное с формированием грамматического строя речи слабослышащих учащихся, которое в последующем было положено в основу программ и учебников для учащихся и пособий для учителей.

Отдавая должное тому вкладу в науку, который сделал В.А. Синяк, следует отметить и его организаторские способности. Внешне производя впечатление спокойного, даже несколько медлительного человека, Василий Акимович, по существу, был целенаправленным, настойчивым руководителем, который успешно смог разрешать кадровые вопросы по привлечению ведущих специалистов-дефектологов к преподаванию основных дисциплин и реализовывать в сложных условиях эффективное обучение студентов и переквалификацию учителей».

В.А. Синяк является автором нескольких монографий, учебных программ и пособий, по которым работали и работают многие его ученики — учителя и воспитатели специальных школ и дошкольных учреждений нашей страны. Именно В.А. Синяк привлек к преподавательской деятельности многих практических работников из образовательных учреждений.

ТИМОХИН ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ, участник Великой Отечественной войны, доктор педагогических наук, профессор кафедры сурдопедагогики МГПИ им. В.И. Ленина, заведующий кафедрой дефектологии МГЗПИ.

Василий Павлович родился в селе Слободка Знаменского района Смоленской области 31 декабря 1920 г. В сентябре 1939 г. был призван на действительную военную службу. В годы Великой Отечественной войны в звании красноармейца и гвардии лейтенанта, будучи разведчиком, совершил несколько подвигов, за что был награжден медалью «За отвагу», двумя орденами Красной Звезды, медалью «За Победу над Германией», орденом Отечественной войны I степени.

В 1954 году окончил дефектологический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. В 1956—1960 годах работал в должности старшего преподавателя, а затем доцента кафедры дефектологии МГЗПИ, с 1977 года возглавлял кафедру уже в должности профессора и заведующего кафедрой.

Василий Павлович становится известным специалистом в области сурдотехники и методики слуховой работы. На протяжении всего времени работы на дефектологическом факультете он вел большую научно-исследовательскую деятельность. В.П. Тимохин доброжелательный, авторитетный ученый, пользующийся заслуженным уважением как коллег, так и студентов, автор более 35 научных работ. В. П. Тимохин — участник и лауреат (1973) Всесоюзного конкурса изобретателей и рационализаторов, отличник народного образования СССР.

 Выражаем огромную благодарность Орловой О.С. и Евтушенко И.В. за предоставленные материалы и фотографии.

 

22.06.2020

Наверх