Кафедра логопедии на конгрессе «Лечебно-реабилитационные перспективы при слухоречевых и голосовых расстройствах»

17-18 мая 2021 года в Москве проходил Первый Всероссийский онлайн конгресс с международным участием «Лечебно-реабилитационные перспективы при слухоречевых и голосовых расстройствах».

В работе секции «Актуальные вопросы реабилитации голосовых нарушений» приняли участие сотрудники кафедры логопедии МПГУ. С докладом «Традиции и инновации в реабилитации больных с нарушением голоса» выступила д.п.н., профессор кафедры логопедии МПГУ, вице-президент Ассоциации фониатров и фонопедов, главный научный сотрудник ФГБУ НМИЦО ФМБА России, ведущий научный сотрудник Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА России, О.С.Орлова. Она отметила, что исторический подход к изучению опыта прошлого позволяет увидеть в динамике те события и явления, которые нам интересно анализировать сегодня. В докладе с глубоким уважением и благодарностью прозвучали имена ученых, стоявших у истоков становления отечественной фониатрии, – А.Т.Рябченко, Ю.С.Василенко, Г.Ф.Иванченко. Слушатели узнали о современных стандартах диагностики патологии голосообразующего аппарата и органов слуха. В докладе был приведен обзор новейших методов и традиционных приемов, использующихся в реабилитация пациентов с подобными коммуникативными нарушениями. Одним из наиболее важных инновационных направлений была названа ранняя фониатрическая и логопедическая помощь. Отдельно Ольга Святославна подчеркнула значение междисциплинарного подхода в комплексной слухоречевой реабилитации для повышения уровня медико-психолого-педагогической помощи детям и взрослым. Особое внимание в докладе было уделено такой актуальной для нас проблеме, как нарушение голоса педагога. Среди причин этого расстройства - высокие голосовые нагрузки, стрессы, климатические факторы, повышенный уровень шума, при котором приходится работать педагогу. Соблюдение правил гигиены голоса позволит сохранить этот важный для педагога профессиональный инструмент в работоспособном состоянии до преклонного возраста.

Сегодня логопед, работающий в области медицинской реабилитации, должен обладать дополнительными профессиональными компетенциями, к числу которых относится умение ориентироваться в релевантных медицинских показателях, способность наладить взаимодействие с другими членами мультидисциплинарной команды для оперативного принятия диагностических решений, быстро и четко документировать результаты исследований и рекомендаций, определять готовность пациента и его семьи к активному участию в реабилитационном процессе и многое другое. В связи с этим новой парадигмой диагностики в работе логопеда становится Международная классификация функционирования (МКФ). О внедрении в логопедическую практику этого удобного инструмента для установки реабилитационного диагноза, формулировки целей и реализации базовых принципов реабилитации участникам конгресса рассказала доцент кафедры логопедии МПГУ, старший научный сотрудник ФГБУ «ФЦМН» ФМБА России, О.Д.Ларина. Реабилитационный диагноз, сформулированный в категориях МКФ, отражает все актуальные аспекты функционирования пациента.  Анализируя проблемы, обозначенные в доменах МКФ, можно увидеть его потребности и составить на этой основе индивидуальную программу реабилитации. Обязательно проводится количественная оценка выраженности нарушения или ограничения, а также роли имеющегося фактора среды. Применение МКФ позволяет шире взглянуть на проблемы пациента.  

Доклад старшего научного сотрудника ФГБНУ «Научный центр неврологии", к.п.н., руководителя дипломных проектов нашей кафедры Е.С.Бердникович был посвящен реабилитации речи у пациентов с редкими заболеваниями. К их числу относятся болезни нейро-дегенеративного профиля: кортико-базальная дегенерация, болезнь Альцгеймера, синдром Галлервордена-Шпатца, болезнь Паркинсона, первично прогрессирующая афазия (ППА), болезнь Вильсона-Коновалова, фронто-темпоральная деменция и другие заболевания, общим механизмом для которых является прогрессирующая гибель нервных клеток. Елена Семеновна рассказала о проявления речевой патологии и специфике логопедической диагностики у больных неврологического профиля. Была подчеркнута необходимость выработки дифференцированного подхода к работе с такими пациентами. Среди факторов, определяющих направление логопедической реабилитации, докладчик выделила вид нозологического заболевания, время манифестации, характер неврологической симптоматики, локализацию и объем повреждения вещества головного мозга. Грамотная логопедическая помощь в содружестве с работой неврологов, нейропсихологов и других членов мультидисциплинарной команды способна замедлить прогрессирование этих тяжелых заболеваний.

Первый день работы конгресса оказался чрезвычайно плодотворным и интересным. Значительная часть программы второго дня посвящена актуальным вопросам слухоречевой реабилитации, в частности проблемам психолого-педагогического сопровождения детей и взрослых после кохлеарной имплантации, возможностям раннего старта реабилитации глухих детей и др.

18.05.2021

Наверх