ЛОГОПЕДИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК И КОНТУРЫ БУДУЩЕГО

II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «ЛОГОПЕДИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК И КОНТУРЫ БУДУЩЕГО», проходившая под лозунгом: «Педагогическое творчество существует лишь там, где есть посвящение себя чему-то большему, чем выгода, карьера и успех! », завершила свою работу.

1-2 ноября 2021 года состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «ЛОГОПЕДИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК И КОНТУРЫ БУДУЩЕГО», посвященная 75-летию начала подготовки логопедов в МПГУ (МГПИ имени В.И. Ленина). Конференция была организована Министерством просвещения Российской Федерации, кафедрой логопедии дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Межрегиональным союзом дефектологов и Союзом реабилитологов России.

Ссылки на запись трансляций мероприятий конференции >>>

В работе конференции приняли участие более 4,5  тысяч специалистов в области образования и здравоохранения России и зарубежья. Это были авторитетные и широко известные своими исследованиями руководители и преподаватели педагогических и медицинских  Вузов  России – МПГУ (Москва), РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), МГПУ (Москва), РУДН (Москва), МГППУ(Москва),  ЮУрГГПУ (Челябинск), ЧГПУ (Грозный), ПГГПУ (Пермь), МПСУ (Москва), СмолГУ (Смоленск), СГСПУ (Самара),   МГОУ (Москва),  УГПУ (Екатеринбург), ТГПУ (Томск);   КГМУ(Киров), а также - Государственный институт русского  языка им. А.С. Пушкина (Москва) , Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Московский Институт Психоанализа.
Глубокие и разноаспектные исследования представили научные сотрудники из Института коррекционной педагогики РАО и Института изучения детства, семьи, воспитания РАО (Москва).
Значительный вклад в работу конференции внесли научно-практические материалы научных сотрудников и логопедов организаций системы здравоохранения: ФБГУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» Федерального медико-биологического агентства России ( Москва), Центра патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ (Москва), Научного центра неврологии РАН (Москва), кафедры неврологии и медицинской генетики ПГМУ им. ак. Е.А. Вагнера (Пермь), онкологического отделения N2 (опухолей головы и шеи) Центральной клинической больницы «РЖД-Медицина» (Москва), стоматологического центра «ДиалДент» (Москва), Клиники детско-юношеской психиатрии и психотерапии (Фрайбург, Федеративная Республика Германия)  и др.
Активно включились в работу всех мероприятий конференции наши зарубежные коллеги из Гданьского университета (Гданьск, Республика Польша), Института польской филологии, Педагогического университета (Краков, Республика Польша),  Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка (Минск), Софийского университет имени святого Климента Охридского (София, Республика Болгария), Университета Витаутаса Великого (Каунас, Литва), Азербайджанского государственного педагогического университета (Баку, Азербайджанская республика) и др.
Значительно обогатили и расширили тематическую направленность заседаний практико-ориентированные и методические материалы учителей- логопедов дошкольных и школьных общеобразовательных и специальных образовательных организаций, руководителей и педагогов коррекционно-развивающих центров, Центра развития и абилитации ребенка, Центра реабилитации,  логопеды системы здравоохранения из разных регионов и городов России: Москвы и Московской области, Санкт-Петербург Республики Коми (Сыктывкар), Крыма (Симферополь), Краснодарского края, Чувашской республики (Чебоксары),  Ростова-на-Дону, Ярославля, Тюмени, Брянска, Калуги, Челябинска, Томска и др.
К трансляции пленарного заседания были подключены более 4 тысяч участников, к каждой из секций – по 500-600 человек.
Мероприятия конференции включали пленарное заседание, работу 12 секций (в том числе – партнерскую и постерную), 2 открытые лекции, 3 мастер-класса и круглый стол «Свободный микрофон». Было заслушано и обсуждено более 140 докладов.
В начале конференции с приветственным словом выступили:
Фальковская Л.П., к.пс.н., директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации

 

Русецкая М.Н., д.п.н., профессор, ректор ГосИРЯ им. А.С. Пушкина, Президент Российской ассоциации дислексии, Москва
Соловьева Т.А., д.п.н., директор Института коррекционной педагогики РАО
Филичева Т.Б., д.п.н., профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ, Почетный профессор МПГУ, президент Межрегионального Союза дефектологов России
Иванова Г.Е., д.м.н., профессор, председатель Союза реабилитологов России, главный специалист по медицинской реабилитации Министерства Здравоохранения России, заведующий отделом медицинской реабилитации ФЦЦПИ, заведующий кафедрой медицинской реабилитации факультета дополнительного профессионального образования РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Приветственные и напутственные слова адресовала участникам научного форума Кулакова Е.В., к.п.н, профессор, декан дефектологического факультета института Детства Московского педагогического государственного университета.
Докладчики приветствовали участников конференции, декларируя ее значимость для отечественной логопедической науки и практики.

В рамках пленарного заседания были заслушаны приветственные слова и доклады почетных гостей конференции. Открыла пленарное заседание  А.А. Алмазова, д.п.н., заведующий кафедрой логопедии, директор Института детства Московского педагогического государственного университета фундаментальным докладом «Логопед в современном мире: вызовы, позиция, ответственность», который определил магистральные тематические линии работы конференции.

Слушатели пленарного заседания имели уникальную возможность на одной площадке услышать доклады как психолого-педагогического, так и клинического направлений в логопедии; проследить  диалектику становления научной школы кафедры логопедии МПГУ, осознать широту логопедической практики на примере раннего, дошкольного, школьного и пожилого возрастов; познакомиться с опытом работы зарубежных коллег; поразмышлять над острыми вопросами стандартов для образования детей и специалистов-логопедов, оптимизации структуры логопедической помощи в России и мире в новых образовательных условиях и мн. другое.


Активная обратная связь от слушателей Пленарного заседания, высокая заинтересованность и активность обсуждения затронутых проблем подтверждает актуальность и значимость  выдвинутых в докладах положений, необходимость решения поставленных научно-практических задач.
В ходе работы конференции заслушаны и обсуждены разноаспектные научные и методические доклады по тематике секций: «Новые задачи профессиональной деятельности и модернизация системы подготовки логопедов», «Сетевые и интегрированные технологии в логопедии», «Междисциплинарные аспекты диагностики речевых нарушений у детей и взрослых», «Персонифицированный подход в комплексной нейрореабилитации лиц с речевыми нарушениями», «Взаимодействие специалистов, родителей и общественных организаций в системе коррекции речевых нарушений», «Речевое сообщение: логопедическая парадигма исследований», «Диагностика, коррекция и профилактика нарушений плавности речи», «Нарушения письма и чтения: изучение, предупреждение и коррекция»,  «Изучение и коррекция нарушений речевого развития у детей раннего возраста», «Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи различного генеза».
Особое внимание слушателей привлекли представленные материалы Партнерской секции «Система коррекционно-педагогической работы в современной коррекционной школе. Опыт работы ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) школа №1708» под руководством  Т.Н. Новиковой, заслуженного учителя РФ, к.э.н., доцента кафедры логопедии МГПУ, учителя-логопеда высшей категории, директора ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа № 1708».


Также большое количество заинтересованных вопросов вызвала  Постерная секция молодых ученых.
Несомненную заинтересованность участники конференции проявили к открытым лекциям и мастер-классам.

В докладах и сообщениях выступающие  ярко показали взаимодействие науки и практики. Теоретические положения  научных докладов о  методах, основных направлениях и этапах  диагностики и формирования рече-языковой компетенции детей с различными нарушениями речи   подтверждались лучшим практическим опытом детских садов и школ разной коррекционной направленности: для детей с нарушениями речи, слуха,  интеллекта, РАС. Освещены  системные персонифицированные подходы в логопедической работе с лицами различных возрастных категорий: детьми дошкольного и школьного возраста, взрослыми, имеющие тяжелые нарушения речи, голоса и глотания в системе образования и здравоохранения. 

Остро обозначилась проблема профессиональной компетентности и повышения квалификации и переподготовки учителей-логопедов в современных условиях. Были представлены результаты проведенного мониторинга профессиональной деятельности логопедов в разных институциональных условиях, которые позволили определить круг вопросов, требующих  кардинального решения на разных уровнях.

Модераторы отмечают высокий профессионализм докладчиков,  практическую значимость представленной информации.
По результатам конференции на круглом столе подведены итоги работы конференции и принята резолюция.
Программный комитет конференции выражает искреннюю благодарность организаторам конференции.

3.11.2021

Наверх