Международная научно-практическая онлайн-конференция «Проблемы и перспективы преподавания литературы». Парма. Милан. 18-19 февраля 2022 г.

18-19 марта 2022 года Пармский государственный университет (Парма) и Учебно-методический центр развития билингвизма им.Льва Толстого при Ассоциации «Русский дом – Италия» (Милан) провели Международную научно-практическую онлайн-конференцию «Проблемы и перспективы преподавания литературы». В работе конференции приняли участие преподаватели русского языка как иностранного, учителя и педагоги русских школ за рубежом, филологи, лингвисты и логопеды из России, Италии, Великобритании, Германии, Швейцарии, Израиля, Канады, США и других стран. Проблемы обучения устному и письменному русскому языку детей с нарушениями речи обсудили в рамках работы секции «Особые образовательные потребности на занятиях по чтению и литературе» сотрудники Института детства: д.п.н., директор Института детства, зав.кафедрой логопедии МПГУ А.А. Алмазова, к.п.н., профессор кафедры логопедии МПГУ Г.В. Бабина, к.п.н., доцент кафедры начального филологического образования имени М.Р.Львова Е.Д. Бабина, к.п.н., доцент кафедры логопедии А.В. Лагутина и к.п.н., доцент кафедры логопедии Н.Ю. Шарипова.

Запись заседания секции доступна для просмотра:

Анна Алексеевна Алмазова и Галина Вавильевна Бабина сделали доклад на тему «Актуализация текстовых смыслов учащимися с нарушением чтения».Авторы акцентировали внимание на значимых факторах смысловой обработки текста при чтении. В докладе были представлены результаты экспериментальной работы, рассмотрены конкретные реакции школьников с нарушением смысловой стороны чтения. Даны комментарии, отражающие природу трудностей актуализации текстовых смыслов учащимися с нарушением чтения. Доклад вызвал интерес у слушателей конференции.

В докладе Елены Дмитриевны Бабиной «Анализ смысловых связей в конструкте «текст-перифраза» младшими школьниками с дислексией» раскрывается актуальная проблема понимания и интерпретации вторичных языковых единиц школьниками с дислексией.  Обозначены трудности, которые возникают у учащихся при взаимодействии с текстом, содержащим перифразу. Автор показывает, как данные трудности соотносятся с ограниченным функционированием когнитивных механизмов. Бабиной Е.Д. слушатели задавали вопросы и подчеркивали оригинальный подход при анализе интерпретации перифраз у школьников с дислексией.

В своем докладе на тему «Обучение чтению дошкольников с нарушениями речи: цель или средство?» А.В. Лагутина показала возможность использования процесса обучения чтению дошкольников с нарушениями речи для коррекции речевого недоразвития. Было подчеркнуто, что обсуждаемая проблема состоит не столько в принципиальной возможности раннего обучения чтению, сколько в выделении категории детей, для которых оно окажет стимулирующее воздействие на процесс развития речи. С этой целью может быть использован аналитико – синтетический способ обучения чтению. Базируясь на наиболее сохранных неречевых психических функциях (зрительно-предметная память, зрительное восприятие и праксис), процесс обучения чтению при помощи аналитико-синтетического метода совершенствует слухоречевую память, слуховое восприятие и внимание. Результатом раннего обучения чтению аналитико-синтетическим способом являются не только полученные детьми технические навыки чтения, но и овладение осознанными навыками фонематического анализа. Однако, автор констатировал, что коррекционный потенциал раннего обучения чтению в настоящее время раскрыт не полностью и требует дальнейшего изучения. Слушатели в процессе дискуссии оценили практическую значимость предложенных автором методов и приемов в формировании предпосылок смыслового чтения у дошкольников.

С докладом на тему «Языковой анализ как показатель аналитико-синтетической компетенции дошкольника при обучении грамоте» выступила Шарипова Наталья Юрьевна. Докладчиком были представлены научно-теоретические аспекты, касающиеся рассмотрения когнитивных операций - анализа и синтеза, в качестве детерминанты становления метаязыковой способности ребенка; особенностей аналитической и синтетической деятельности дошкольников при онто- и дизонтогенезе речевого развития в процессе подготовке к обучению грамоте. Доклад вызвал живой интерес у слушателей и получил высокую оценку присутствующих на заседании секции специалистов.

21.02.2022

Наверх