Весенняя научная сессия

22 марта 2019 года в рамках весенней научной сессии на кафедре логопедии дефектологического  факультета института детства была проведена секция «Актуальные  вопросы современной логопедии».

С первым докладом на секции выступили д.п.н., проф. ФиличеваТ.Б., д.п.н., проф.Туманова Т.В., к.п.н., доц.Соболева А.В. Доклад «Персонифицированные средства обучения рассказыванию детей с ОНР, имеющих нарушения зрения» был посвящен актуальной проблеме целесообразности использования персонифицированных средств обучения. Авторы подчеркнули, что таковыми группами персонифицированных средств обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи, имеющими нарушения зрения (косоглазие и миопию), можно считать: лингвистические средства, компьютерные и медиа средства, аппаратные и технологические средства, средства особых аудиовозможностей и визуализации, средства оптико-пространственного и моторно-двигательного развития. Так, например, данный подход позволяет сочетать психолого-педагогические и коррекционно-офтальмологические технологии, включающие в себя визуальное и аудиологическое моделирование (на основе сенсорного интерактивного панно с элементами БОС) и воздействие с помощью визуальной цветоимпульсной терапии (ЦИТ) с использованием аппаратуры типа «Меллон» (в контексте совместной работы со специальным психологом). Эффективность применения персонифицированных средств для обучения рассказыванию детей с ОНР, имеющих нарушения зрения доказана в экспериментальных исследованиях на большой выборке испытуемых.         

Доклад к.п.н., доц. Черкасова Е.Л. «Механизмы возникновения нарушения слуха у детей с дизартрией и влияние слуховой депривации на развитие их речи» был посвящен новым данным об особенностях структуры дефекта при дизартрии. Е.Л. Черкасова в своем докладе показала, чем обусловлено минимальное снижение слуха кондуктивного характера у дошкольников с различными формами дизартрии. Механизм данного нарушения слуха определяется дисфункцией мягкого неба и соответственно неплотным небно-глоточным смыканием. Вследствие этого из ротоглотки попадают капли жидкости, слизи в евстахиеву трубу, вторично инфицируя ее и вызывая воспалительные процессы, которые могут распространиться и на другие структуры среднего уха. У детей с дизартрией и минимальным снижением слуха выявляется осложненный речевой дефект, который определяется ведущим речевым нарушением и осложняющими его незначительными анализаторными расстройствами другой этиологии (например, слуховыми), возникающими в различное время. 

         Далее на секции выступила к.п.н., доц. Лагутина А.В. с докладом «Сетевые информационные технологии как способ продвижения идей, знаний и результатов научной деятельности». В своем докладе А.В. Лагутина раскрыла возможности использования современных сетевых технологий для популяризации научных знаний, идей и результатов исследований среди широкой общественности. Так, сайт кафедры логопедии МПГУ следует рассматривать как площадку для трансляции актуальной проверенной научной информации, адаптированной для восприятия людьми с различным уровнем образования и научной квалификации. Было подчеркнуто, что команда разработчиков сайта кафедры логопедии ставили перед собой следующие задачи: формирование в общественном мнении представления о логопедии, как сложной научной дисциплине; о логопедах, как специалистах обладающих знаниями в различных смежных областях наук; разъяснение обществу роли логопедической науки в современном мире и ее влиянии на систему образования; знакомство широкого круга родительской общественности с достижениями как советского периода в становлении логопедии, так и новейшими достижениями российской логопедии; повышение уровня образования родителей детей с нарушениями речи, как следствие научно-просветительской работы.

Живой интерес у слушателей вызвал доклад «Формирование профессиональных компетенций студентов-логопедов в процессе изучения механизмов речеобразования» асп. Собиной Е.С., научный руководитель к.п.н., проф.  Алмазова А.А., который был посвящен актуальной проблеме повышения уровня профессиональной компетенции студентов-логопедов и формированию осознанного подхода к овладению и применению знаний, полученных в ходе освоения модуля "Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога". Е.С. Собина в ходе своего доклада ознакомила слушателей с результатами, полученными в ходе проведения опроса, анкетирования и интервьюирования студентов.

В мероприятии приняли участие преподаватели кафедры логопедии, преподаватели кафедр института детства,  аспиранты и магистранты.

Заседание проходило в конструктивной и дружественной обстановке, слушатели задавали вопросы, вступали в дискуссии с докладчиками и делились собственным опытом.

24.03.2019

Наверх