Общее недоразвитие речи: что это такое?

На вопрос отвечает к.п.н., доцент кафедры логопедии Любимова М.М.

При нормальном развитии речи дети к 4-5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью при общении со взрослыми или детьми. Синтаксические конструкции, которые они используют сложны, лексический состав их речи богат синонимами и антонимами, дети владеют навыками словообразования и словоизменения.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко нарушается каждый компонент языка: фонетики, лексики, грамматики. Это состояние определяется как общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи – это речевое нарушение, при котором страдают все компоненты речи. Снижен объем словаря, речь ребенка аграмматична (отсутствуют окончания слов, предлоги, не только сложные из-за, из-под, но и простые в, на, под, из от), слоговая структура слова нарушается за счет сокращения количества слогов, их перестановки, пропуска согласных в стечениях, например: коробка – опка; собака – бака; ветер – вертер, бельё – белё; окно – кано). Дети не умеют образовывать новые слова при помощи суффиксов или приставок. Речь детей с общим недоразвитием малопонятна окружающим, дети не могут связно рассказать о событиях дня, пересказать сказку, составить рассказ по картине или серии картин.

Общее недоразвитие может проявляться в разной степени.

Если у ребенка в 4 года и старше речь отсутствует, он пользуется отдельными лепетными словами, словами – звукоподражаниями, высказывания ребенка понятны только с сопровождением жестов, мимики. Тогда мы говорим о 1 уровне речевого развития.

Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что ребенок начинает пользоваться фразовой речью, хотя эта фраза может быть аграмматичной, но появляются уже некоторые грамматические формы, например, форма единственного и множественного числа, значительно расширяется словарь за счет включения названий предметов, качеств и действий, местоимений и простых предлогов. Возрастает объем речевой продукции, дети могут рассказать о событиях дня. Речь ребенка второго уровня речевого развития понятна только семейному окружению, так как значительно нарушено звукопроизношение и слоговая структура.

Если вашему ребенку 6 лет и старше, а у него на фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов, трудности в употреблении предлогов, определяются ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении, и еще не устранены дефекты произносительной стороны речи, то мы можем говорить о 3 уровне речевого развития.

Дети с общим недоразвитием речи относятся к группе риска по нарушению письма и чтения (дислексии и дисграфии). Задача логопеда при коррекции общего недоразвития речи подготовить ребенка к обучению грамоте. Такие дети нуждаются в специальных методах и приемах при обучении письму и чтению. Такими приемами владеет логопед, именно он научит правильно ребенка с нарушением речи читать и писать.

Написать нам
Наверх