Несколько слов о том, как наша речь развивается

Лагутина А.В., к.п.н., доцент кафедры логопедии МПГУ

Как правило, родители оценивают развитие ребенка, ориентируясь на его устную речь. Это объясняется тем, что, с одной стороны, овладение речью необходимо для осуществления полноценного общения родителей с ребенком. С другой стороны, по особенностям устной речи внешнее окружение семьи (родственники, соседи, друзья) оценивают уровень умственного развития ребенка. Таким образом, для взрослых речь становится показателем успешности в развитии ребенка.

Это в основном верно, так как без своевременного и полноценного овладения речью развитие личности ребенка может быть неполноценным.

Что необходимо знать о нормах речевого развития ребенка?

Процесс формирования речи проходит можно условно разделить на несколько периодов. Первый период связан с младенчеством (от 0 до 12 месяцев), а второй с преддошкольным детством (от 12 до 36 месяцев). В наиболее общем виде их принято соотносить с  доречевой стадией развития ребенка и начальными этапами развития речевой коммуникации.

Доречевой период от рождения до года.

В этом возрасте необходимо обратить внимание на следующие особенности:

  1. В возрасте 1-2 месяцев ребенок кричит, это знают все, но не все знают, что необходимо прислушиваться к крику ребенка. Тогда родители смогут различить характер крика, он должен быть громким, чистым, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. В этом возрасте ребенок должен издавать интонированные крики. Например,  крик удовольствия может быть тихим, крик боли пронзительным.
  2. Возраст от 2 до 4 месяцев характеризуется появлением гуления и смеха. В гулении и гуканье преобладают гласные звуки, но к 4-м месяца появляются согласные звуки.
  3. С 4 до 8 месяцев появляется лепет. В этом возрасте ребенок начинает произносить различные сочетания согласных и гласных (ба, па, ма, та). Постепенно отдельные слоги объединяются в слоговые цепочки или последовательности из одинаковых слогов (ба-ба-ба; па-па-па). Лепет становиться формой общения со взрослым. Родителям в это время нужно обратить внимание на разнообразие и длину слоговых цепочек.
  4. В период от 8 до 18 месяцев у ребенка появляются первые лепетные слова. Ребенок начинает использовать в речи двух-трех сложные лепетные слова или слова-звукоподражания (ма-ма, па-па, би-би, гав-гав).

Дальше ребенок переходит на следующий, очень важный, этап развития речи – формирование речевого способа коммуникации.

Преддошкольное детство.

  1. Первый период: от 1 года 3 мес. До 1 года 10 мес. Это период появляется фраза из аморфных слов – корней или лепетных слов, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях использования. Тот или иной звуковой комплекс закрепляется для обозначения предмета и выступает в качестве наименования, слова. Количество лепетных слов в это время весьма ограничено (8 -12).
  2. Второй период: от 1 года 10 до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Ребенок начинает изменять слова по числам родам и падежам. В это время отмечается быстрый рост разных типов простого и сложного предложений. Активно растет словарь ребенка, достигая 200 слов. Ребенок интересуется, как называется тот или иной предмет.

В этот период развивается понимание речи (от понимания отдельных слов и побудительных инструкций ребенок переходит к пониманию смысла простейших фраз, выполняет двухступенчатые инструкции.) В это время речь уже частично регулирует поведение ребенка (он адекватно реагирует на слова «можно, нельзя»)

Начиная с двух лет и до трех, у ребенка резко увеличивается словарный запас, доходя до 1000 и более слов, слоговая структура становится стабильной, появляются новые группы звуков. Заметно развивается и коммуникативная функция речи. Ребенок часто обращается к окружающим с многочисленными вопросам, что свидетельствует о развитии познавательной деятельности. Речь становится одним из средств познания окружающего мира. Развивается самокоммуникация. Возникает эгоцентрическая (внутренняя) речь – ребенок начинает сопровождать свою деятельность речью, он оречевляет поступки.

Понимание речи переходит на качественно другой уровень – ребенок легко понимает смысл небольшого текста. Начинает активно развиваться фонематический слух.

Дошкольный возраст

С 3-х до 7 лет. Ребенок активно усваивает морфологическую систему языка - типы склонения и спряжений. В период от 3 до 5 лет возрастает словарь  до 4000 слов, эти слова легко включаются во фразу, ребенок свободно строит сложные грамматические конструкции. К этому времени заканчивается формирование фонетической системы. Эгоцентрическая речь свертывается, обеззвучивается и переходит во внутренний план.

От ситуативной ребенок переходит к контекстной форме речи.

Итак, к 4-м годам ребенок пользуется сложным предложением, используя различные союзы (и, а, а то, когда, как, чтобы, если, что, потому что, хотя, где и т.д.). Уже к трем годам ребенок овладевает всеми основными падежными формами, как предложными, так и беспредложными. Усвоение форм сложных предложений с союзами и усвоение различных падежей позволяет интенсивно развиваться связной речи.

Однако морфологическая система русского языка еще не усвоена, этот процесс растягивается на весь дошкольный возраст. К 4-м годам ребенок усвоил суффиксы уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности суффиксы для обозначения предметов по действию и по качеству отмечаются лишь в редких случаях.

Звуковая сторона речи к этому возрасту уже усвоена, нарушений слоговой и звуковой стороны речи нет. Происходит усложнение речевой функции от номинативной к коммуникативной, от внешней к внутренней, от ситуативной к контекстной.

 

Наверх