Каше Галина Амосовна

В 1939 году Галина Амосовна Каше поступила в Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина на дефектологический факультет, по специальности языка и литературы, где ей была присвоена квалификация преподавателя языка и литературы и звание — учитель средней школы. Окончила она его в 1945 году, но никогда не работала по этой специальности, а свою трудовую деятельность начала в сентябре 1940 года логопедом в Научно-методическом центре по детской психоневрологии (НАМЕЦ), где проработала до начала войны в июле 1941 года, до закрытия логопедического кабинета.

По возвращении из эвакуации в Москву поступила на работу в детскую поликлинику № 21, расположенную на 2-й Извозной улице.
В 1948 году начала работу в НИИ Дефектологии АПН РСФСР, продолжая работать в поликлинике. В декабре 1956 года под руководством Розы Евгеньевны Левиной защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы и опыт их преодоления».
Большую часть своей научной деятельности Галина Амосовна посвятила изучению причин трудностей в обучении учащихся начальной школы, как массовой, так и специализированной школы.

В ее исследованиях было показано, что часть неуспевающих первоклассников составляют дети, которые имеют отклонения в речи, лишающие их необходимой готовности к усвоению звукового состава слова и, следовательно, к усвоению чтения и письма. Часто к моменту поступления в школу речь такого ребенка не соотносится с нормой, фонематические представления оказываются несформированы. Все это приводит к стойким трудностям в обучении письму и чтению.
Заслуга Галины Амосовны состоит в том, что она, совместно с другим сотрудниками лаборатории логопедии НИИ Дефектологии АПН РСФСР, доказала наличие связи между нарушениями чтения и письма и отклонениями в речевом развитии. В дальнейшем была разработана система преодоления нарушений письма и чтения, которая основывается не на многочисленных зрительных упражнениях, а на коррекции речевых недостатков в сочетании с развитием фонематического восприятия.
В своих трудах Г.А. Каше предложила проводить коррекционную работу по предупреждению нарушений письма и чтения в дошкольном возрасте. Основная идея Галины Амосовны заключалась в том, что наряду с коррекцией звукопроизносительной стороны речи необходимо осуществлять воспитание фонематического восприятия, умения различать звуки речи и воспринимать их в чужой и собственной речи. Большое место в системе, разработанной Г. А. Каше, отводилась осознанному овладению смыслоразлнчительными признаками каждой из групп звуков, выяснению их места в системе фонематических отношений языка. Это, в свою очередь, обеспечивает активность собственных наблюдений детей за языковыми явлениями.
Ее труды легли в основу программы подготовки дошкольников с нарушениями речи грамоте.

С конца 40-х до начала 50-х годов Галина Амосовна ведет большую работу со студентами-практикантами МГПИ. Она очень любила эту работу, за что была отмечена двумя благодарностями за 1949 и 1950 год, адресованные логопеду Галине Амосовне Каше от деканата института за «внимательное и чуткое отношение к студентам III-его курса логопедического отделения и за большую методическую помощь».

При создании страницы были использованы материалы сайта Института коррекционной педагогики РАО.

Наверх