Нормативно-правовое обеспечение
Здесь хранится литература, содержащая правовое обеспечение деятельности логопеда, регламентирующая коррекционно-развивающий процесс и обеспечивающая поддержку прав родителей и детей с нарушениями речи.
Федеральные законы РФ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) Читать
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ Читать
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ Читать
ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты Читать на fgos.ru Читать на consultant.ru
ФГОС Дошкольного образования >>>
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 г. № 31 "О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155" ссылка на публикацию rg.ru текст письма >>>
Федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Читать на consultant.ru
Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья >>>
Примерные образовательные программы
Реестр Примерных основных образовательных программ Читать
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи Читать Скачать в формате doc Скачать в формате pdf
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Читать Скачать в формате doc Скачать в формате pdf
Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин Читать
Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Читать Скачать в формате doc Скачать в формате pdf
Примерные адаптированные «рабочие» основные общеобразовательные программы первого года обучения в основной школе для обучающихся с ОВЗ Читать
Постановления Правительства РФ
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 г. Москва "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" Читать
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. N 120 г. Москва "О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания" Читать
СанПиНы
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" Читать
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"" Читать
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564) Читать
Постановление Главного государственного санитарного врача Россииот 10.07.2015 № 26, СанПиН Главного государственного санитарного врача Россииот 10.07.2015 № 2.4.2.3286-15 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"" Редакция от 1 сен 2016
Скачать
Приказы Министерства образования РФ
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" Читать
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
редакция от 06 апреля 2019 г. Скачать
Приказ Минпросвещения России от 21.01.2019 № 32 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014"
Скачать
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
Читать редакция документа от 17.07.2015
Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г.
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Читать
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 мая 2014 г. N 598 г. Москва "О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015" Читать
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность " Читать
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 декабря 2014 г. N 1601 г. Москва "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" Читать
Приказ Минтруда России от 16.11.2015 N 871н "Об утверждении профессионального стандарта "Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2015 N 40111) Читать
Приказ Минтруда России от 12.04.2017 N 351н "Об утверждении профессионального стандарта "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2017 N 46612) Читать
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831)
Скачать
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" Читать
Перечень содержит специальные учебники для реализации основных адаптированных программ
Распоряжение № Р-93 от 9 сентября 2019 г. «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» Скачать Читать
Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме описывает форму взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся через психолого-педагогическое сопровождение.
Распоряжение "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность" от 06 августа 2020 г. № Р-75 Скачать Читать
Новое примерное положение об оказании логопедической помощи в образовательных организациях регламентирует работу с детьми, имеющими нарушения устной или письменной речи и трудности в освоении основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных).
Письма Министерства образования РФ
Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 марта 2016 г. № ВК-572/07 "О предоставлении льгот педагогическим работникам" Читать
В документе разъяснено, что воспитателям и социальным педагогам, состоящим в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей лицензию, предоставляется отпуск продолжительностью 56 дней. Дано пояснение о том, что , данные педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной работы. Отмечено, что в отношении воспитателей и социальных педагогов применяется приказ Минобрнауки России от 1 сентября 2015 г. N 588н об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих соцуслуги, и медорганизациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Если дети помещаются под надзор в организации, оказывающие соцуслуги, в т. ч. такие как специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальные коррекционные учреждения и т. д., то такие учреждения также относятся к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2015 г. № 08-1240 "О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования" Читать
Может ли проходить аттестацию педагог, не имеющий профильного образования? Минобрнауки России дает разъяснения по этому вопросу. Педагог, не имеющий профильного образования, может соответствовать занимаемой должности при аттестации, если представление работодателя в аттестационную комиссию содержит мотивированную положительную оценку его профессиональных качеств и результатов работы. Кроме того, по рекомендации аттестационной комиссии можно назначать на соответствующие должности лиц, которые не имеют спецподготовки или стажа работы, но обладают достаточными практическим опытом, компетентностью и выполняют качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация "Воспитатель детского сада", учителя технологии, имеющие квалификацию "Инженер-технолог" (независимо от специальности), и т. д. Рекомендации работодателю о возможности назначения на педагогические должности таких лиц выносят аттестационные комиссии образовательных организаций.
Письмо Минобрнауки РФ "О направлении информации" от 24.07.2017 №08-1408 Читать
Документ поясняет положения постановлений Правительства РФ о продолжительности рабочего времени и о ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках. Уточняется возможность получения удлиненного отпуска всем педагогам, которые работают с детьми, имеющими статус ОВЗ, даже в условиях общеразвивающих групп и классов, в инклюзии. Например, это касается воспитателей, педагогов-психологов, музыкальных работников, учителей-дефектологов и логопедов логопунктов и т.д. Кроме того, поясняет изменение продолжительности рабочего времени воспитателей общеразвивающей группы, если в ней есть дети с ОВЗ: с 36 часов в неделю до 25 часов.
Письмо Минобрнауки России от 21.06.2018 N ТС-1529/07 "О направлении информации" Читать
В документе разъясняется порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Обращается внимание на то, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Родитель вправе выбрать для обучения своего ребенка образовательную организацию по месту проживания, в которой должны быть созданы все необходимые условия для получения ребенком образования в соответствии с заключением ПМПК, носящим для родителей детей рекомендательный характер. Одновременно предоставленное родителями детей такое заключение является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и образовательными организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. При поступлении даже одного обучающегося с ОВЗ, которому в соответствии с заключением ПМПК рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам, образовательная организация должна реализовать рекомендованные условия.
Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 N 05-283 "Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении" Читать
Письмо Министерства просвещения РФ "О направлении рекомендаций" от 8 февраля 2019 г. № ТС-421/07 Читать
В этом документе Министерство обращает внимание органов исполнительной власти в сфере образования на необходимость повышения эффективности работы ПМПК по выявлению дошкольников группы риска по дислексии и дисграфии. Здесь же разъясняется необходимость оказания помощи обучающимся с нарушениями письма и чтения, особенно в том случае, когда эти нарушения не сопровождаются выраженными нарушениями устной речи. В документе Министерство уточняет варианты организации коррекционной помощи таким детям.
Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 N ТС-551/07 "О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью" (вместе с "Разъяснениями о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью") Читать
В письме Министерство просвещения отвечает на некоторые вопросы в части организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В документе раскрываются должностные обязанности тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Еще раз подчеркивается, что должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников. Тьютор должен соответствовать следующим требованиям к его квалификации - высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих "Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" без предъявления требований к стажу работы.
Письмо Министерства просвещения РФ от 16 мая 2019 г. N ТС-1192/03 “О направлении информации” Читать Ссылка на garant.ru
В Письме Минпросвещения разъяснило особенности:
- введения в штатное расписание детских садов специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- обучения в группах компенсирующей и комбинированной направленности детей разных категорий;
- зачисления ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу без смены ее направленности.
Письмо Министерства просвещения РФ от 30 апреля 2020 г. № 07-2949 “О направлении рекомендаций о деятельности ПМПК”
от 8 июня 2020
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой из-за с распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в дополнение к письму от 25 марта 2020 г. N 07-2395 направляет для учета и использования в работе рекомендации для руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по организации дистанционного онлайн обследования детей.
На сайте ГАРАНТ.РУ >>> На сайте Консультант.ру >>>
Письмо Министерства просвещения РФ № ВБ-1612/07 от 14.08.2020 «О программах основного общего образования»
В настоящее время Минпросвещения России ведется работа по внесению изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), в том числе, в части обеспечения преемственности с ФГОС НОО ОВЗ.
Для пролонгации работы, начатой при организации образования обучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования, по заказу Минпросвещения России разработаны примерные адаптированные «рабочие» основные общеобразовательные программы первого года обучения в основной школе (далее – программы). Скачать письмо
Программы размещены на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz/.
Скачать текст >>>
Ссылка на КонсультантПлюс >>>