100-лет педагогическому факультета при 2-м МГУ!

14-15 октября 2021 г. в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: история становления и векторы развития». Конференция приурочена к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ. Для нас, преподавателей и студентов МПГУ, эта дата особенно знаменательна.

История Московского педагогического государственного университета началась в далеком 1872 году, когда были основаны Московские высшие женские курсы, преобразованные в 1918 г. во Второй Московский государственный университет (2-й МГУ). В 1921 при 2-м МГУ был организован педагогический факультет, на базе которого уже в 1930 году возник Московский государственный педагогический институт (МГПИ). Современное название и статус университета МГПИ приобрел в 1990 г.

Становление и развитие высшего педагогического образования в России, фундаментальных научных школ психолого-педагогической мысли неразрывно связано с историей нашего университета. Об этом не раз в своих выступлениях говорили докладчики.  Накопленный за многие годы научный опыт позволяет, опираясь на отечественные традиции и учитывая современную международную практику, задавать новый вектор в профессиональной подготовке педагогов для всех уровней образования, внедрять инновационные подходы в области образования и воспитания детей и молодежи. В частности, одна из тематических секций конференции была посвящена цифровому образованию как новой парадигме профессиональной деятельности педагогов. Другие актуальные направления, вызвавшие немалый интерес у участников конференции - социальная инклюзия как ориентир новой педагогики; социально-педагогические и социально-психологические аспекты воспитания и развития личности в мультикультурном мире; проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи и развития гражданской идентичности.

С докладом «Педагогический факультет при 2-м МГУ: история становления и перспективы развития» выступила директор Института детства Московского педагогического государственного университета, заведующая кафедрой логопедии, д.п.н. Анна Алексеевна Алмазова, которая, между прочим, сама окончила МПГУ в 1992 году. Анна Алексеевна рассказала, что с начала своего основания Педагогический факультет 2-го МГУ взял на себя высокую миссию подготовки квалифицированных специалистов, в том числе по воспитанию и обучению детей младшего школьного возраста и учителей-дефектологов. С 1925 г. началась подготовка педагогических кадров по специализациям «сурдопедагогика», «олигофренопедагогика» и «тифлопедагогика». Как видим, уже столетие назад определился единый педагогический контекст развития двух направлений подготовки. В 1934 г. дефектологическое направление было выделено в самостоятельный факультет. В послевоенные годы в рамках факультета начала свою работу кафедра логопедии. У истоков создания системы подготовки дефектологов в педагогическом ключе стоял видный ученый-организатор Ф.А.Рау. Большая заслуга в развитии каждой кафедры и дефектологического факультета в целом принадлежит также Д.И. Азбукину, В.А. Гандеру, С.С. Ляпидевскому, Л.Ф. Гаврилову, В.И. Селиверстову.

Сегодня МПГУ – единственный вуз в России, в котором осуществляется подготовка специалистов для работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья всех нозологических групп. При этом, как и прежде,  сохраняется ключевая идея единства задач обучения и воспитания ребенка вне зависимости от условий и обстоятельств его жизни и развития.

В 2014 г. был образован Институт детства, основной миссией которого является построение образовательного, научного и культурного пространства подготовки педагога нового времени, способного квалифицированно взаимодействовать с меняющимся, вариативным контингентом обучающихся в различных институциональных условиях на основе идеи гуманизации профессиональной педагогической деятельности. Анна Алексеевна отметила важность осмысления и принятие современным педагогом мира ребенка во всем его многообразии. Этот принцип находит свое отражение в новых программа обучения, разрабатываемых методистами Института детства, о которых подробно рассказала А.А.Алмазова. В качестве перспективных направлений деятельности Института она выделила развитие современных образовательных ресурсов и внедрение новейших технологий в образовательную среду.

Конференция показала, что история любого хорошего университета – это прежде всего история людей, которые в нем трудились, учились, выдвигали научные идеи, были преданы своему делу всей душой. Одна из традиций МПГУ – поддержка молодых ученых, которые, в этом нет никакого сомнения, своими открытиями оставят след в истории нашей любимой alma mater.

20.10.2021

Наверх