Неделя осведомленности о дислексии

21-22 октября 2020 года в рамках Недели осведомленности о дислексии, которую организует Ассоциация родителей и детей с дислексией, состоялась конференция на тему «Школьные трудности: стратегии помощи детям».

В Конференции в качестве докладчиков приняли участие представители Минпросвещения России, специалисты образовательных организаций высшего образования, в том числе сотрудники кафедры логопедии МПГУ, Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и другие.
Цель проведения Конференции – повышение профессиональной компетенции педагогических работников в работе с обучающимися с нарушениями чтения и письма, осведомленности родительской общественности о современных возможностях организации и реализации образовательного процесса для детей.
Конференция проводилась в онлайн формате.

22 октября на базе Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина проходил круглый стол «Дислексия и дисграфия у детей: надежные источники помощи и псевдометодики». Круглый стол объединил экспертов в области изучения, диагностики и коррекции нарушений письма и чтения: Корнев Александр Николаевич, доктор психологических наук, заведующий кафедрой логопатологии ФГБОУ ВО СПбГПМУ, Русецкая Маргарита Николаевна, доктор педагогических наук, ректор ГосИРЯ им. А.С.Пушкина, Волосовец Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, советник Министра просвещения России, куратор кластера "Дошкольное образование", Величенкова Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент МГПУ, Ворошилова Елена Леонидовна, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ ИКП РАО, Кошечкина Татьяна Вячеславовна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ ИКП РАО и др.

В работе круглого стола приняли участие д.п.н., директор Института детства МПГУ Алмазова Анна Алексеевна с докладом «Цензовое образование для детей с нарушениями речи: адаптированные программы на основной ступени» и д.п.н., профессор кафедры логопедии МПГУ Туманова Татьяна Володаровна с докладом «Персонализированный букварь "Учимся читать легко!"».

В своем докладе Алмазова А.А. раскрыла особенности получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе обучения в основной школе (5-9 классы). Речевые нарушения детей этой категории препятствуют освоению основной общеобразовательной программы без реализации специальных условий обучения. Например, недоразвитие устной речи; нарушения чтения, нарушения письма могут стать причиной неуспеваемости по русскому языку, литературе и другим дисциплинам, освоение которых предполагает работу с текстовым материалом, а нарушения голоса влияют на процесс коммуникации, что приобретает особую значимость в подростковом возрасте в период мутации. В целом же речевые нарушения различного генеза может привести к психологическим искажениям, учебному негативизму, деструктивному поведению, проблемам социализации. В случае отсутствия коррекционной работы и отлаженного взаимодействия учителей-предметников с учителем-логопедом происходит нарастание трудностей.

В докладе Анна Алексеевна пояснила в каких случаях рекомендован вариант 5.1 адаптированной Основной образовательной программы, а в каких случаях – 5.2. Живой интерес участников вызвал обзор подходов к оцениванию результатов обучения школьников с тяжелыми нарушениями речи при освоении АООП. Так, результаты обучения демонстрируются обучающимся с использованием доступного ему вида речевой деятельности в соответствии со структурой нарушения. При необходимости возможно увеличение времени на подготовку ответа; оценивание устных ответов осуществляется без учета нарушений языковых/ речевых норм, связанных с недостатками произносительной стороны речи (произношение звуков, воспроизведение слов сложной слоговой структуры, интонационных и ритмических структур и др.); оценивание письменных работ осуществляется с особым учетом специфических (дисграфических) ошибок: 3 дисграфические ошибки одного типа (акустические, моторные, оптические, ошибки языкового анализа) оцениваются как 1 орфографическая.

С текстом АООП для детей с нарушениями речи можно ознакомиться на нашем сайте в разделе «Нормативно-правовое обеспечение» >>>

В своем докладе Татьяна Володаровна Туманова рассказала участникам круглого стола о букваре "Учимся читать легко!" и возможности его использования при обучении чтению дошкольников и младших школьников с нарушениями речи. Авторы букваря: Филичева Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, почетный профессор Московского педагогического государственного университета и Туманова Татьяна Володаровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета.

Букварь поможет параллельно овладеть звуками и буквами и сформировать навыки письма. Сочетание заданий с упражнениями на развитие мышления, памяти и восприятия помогут не только обучить грамоте, но и предупредить потенциальные ошибки в школьном возрасте.

25.10.2020

Наверх