Очерк ко дню Победы

Военное время всякого военным делает...

Глинка Ф.Н.

В преддверии 9 мая, дорогие коллеги, мы предлагаем Вам вспомнить тех, кто защищал нашу Родину, ведь среди наших преподавателей и выпускников было много защитников Отечества, тружеников тыла и детей военного времени. В это тяжелое для страны время они сражались, работали в госпиталях и на производстве, продолжали вести научную деятельность и просто выживали. Вспомним и тех наших предшественников, стремление которых к поиску новых идей в теории и практике дефектологии не смогла остановить разрушающая сила войны. Их желание помочь особым детям оказалось сильнее бомбежек, холода и голода.

Алексей Иванович Дьячков в первые дни войны ушел в народное ополчение, где был тяжело ранен. Летом 1942 г. он вернулся в Москву и принял на себя обязанности заведующего кафедрой сурдопедагогики и декана дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина.

А.И. Дьячков во время ВОВ

Дьячков А.И. в  1943 году.

А.И. Дьячков в мае 1945 года.

Заведующий кафедрой психопатологии и логопедии (с 1955 г.) С.С. Ляпидевский с начала Великой Отечественной войны находился в рядах Советской Армии в составе войск 1-го Дальневосточного фронта. Он работал начальником неврологических отделений эвакогоспиталей, а с 1943 г. — консультантом-невропатологом Санитарного отдела 35-й армии. Его военные заслуги были отмечены орденом Красной Звезды и несколькими медалями. В это же время Семен Сергеевич продолжает работу над кандидатской диссертацией и защищает ее в 40-х годах.

С.С. Ляпидевский

Федор Федорович Рау – участник ополчения с начала войны до 1942 года, несмотря на это в октябре 1942 года Федор Федорович Рау защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методы первоначального обучения глухонемых словесной речи в их развитии».

Из воспоминаний Нины Феодосьевны Слезиной: «Когда началась война, Федор Федорович, несмотря на то, что в конце апреля перенес тяжелую операцию, ушел в ополчение. Был отозван и зимой 1942 года вернулся в институт имени В.И. Ленина, где из оставшихся в Москве студентов был сформирован дефектологический факультет. Он был очень худ и слаб, но не только по-прежнему содержательно и интересно читал лекции, но и защитил кандидатскую диссертацию. Никогда не позволял себе уклониться ни от какой работы, выходя вместе со студентами на уборку города, погрузку дров, перевозку книг, разгрузку угля...». >>>

Ф.Ф. Рау

В.И. Бельтюков, Н.Ф. Слезина, Ф.Ф. Рау

Конечно же, каждый медицинский работник, сражавшийся за жизни и восстановление здоровья раненых во время ВОВ, заслуживает отдельной благодарности. Бронислава Ильинична Шостак и Раиса Ивановна Мартынова врачи – неврологи работали в военных госпиталях, а Бронислава Ильинична получила ранение. На кафедре логопедии МПГУ они читали курс лекций «Невропатология» и «Неврологические основы логопедии».

Бронислава Ильинична Шостак

Г.М. Гусева, Е.С. Алмазова, Б.И. Шостак

Необычайный героизм в годы Великой войны показывали герои тыла. Анастасия Георгиевна Шембель участвовала в обороне Москвы будучи подростком.

Из интервью А.Г. Шембель В.С. Мухиной: «В 1941 году, в начале Великой Отечественной войны, Ася, не окончив школу, добровольно пошла рыть противотанковые рвы под Москвой (недалеко от Филей). Позже занималась другой работой – подготовкой фундаментов для установки пулеметов. Спустя некоторое время Анастасию направили в полевой передвижной госпиталь, где она работала санитаркой, выполняла подсобные работы в помощь хирургам. В 1944 году девушку перевели в стационарный госпиталь в Москве, где заведовал отделением профессор Е.К. Краснушкин. По окончании войны Анастасия поступила на дефектологический факультет 2-го Московского государственного университета, вскоре переименованного в МГПИ имени В.И. Ленина. С отличием окончив дефак по кафедре психопатологии и логопедии, вернулась в московский госпиталь № 5016 и стала работать там дефектологом – занималась реабилитацией речи раненых. Одновременно поступила в аспирантуру на свой факультет, на кафедру психопатологии и логопедии профессора Сергея Семеновича Ляпидевского». >>>

На нашей кафедре Анастасия Георгиевна передавала свои знания студентам логопедам, читала курсы лекций по заиканию, дислалии. Долгое время А.Г. Шембель работала на дошкольном факультете – читала будущим воспитателям курс «Основы логопедии».

О.В. Правдина весь тяжелый период Великой Отечественной войны работала над своим диссертационным исследованием «Тяжелая детская дизартрия в логопедической практике», которую защитила в 1949 году. 

О.В. Правдина

Однако не только дефектологическая наука двигалась вперед – логопеды-практики в годы Великой Отечественной войны самоотверженно трудились в госпиталях и больницах, они занимались восстановлением речи у раненных и контуженных воинов.

Вечная память!

 

8.05.2019

Наверх