«Вейновские чтения» - формат 2021

С 17 по 20 февраля 2021 г.  в Москве прошла 17-я ежегодная междисциплинарная конференция с международным участием «Вейновские чтения», посвященная памяти выдающегося российского ученого-невролога, академика РАМН, профессора Александра Моисеевича Вейна. В этом году конгресс впервые проводился в виртуальном формате.

«Вейновские чтения» объединяют ведущих врачей и ученых стран ближнего и дальнего зарубежья, которые делятся своим практическим опытом, рассказывают о новейших исследованиях и научных открытиях.  По словам организаторов конференции, главная задача этого масштабного форума – не только повышение уровня знаний и профессионализма врачей, но и создание условий для междисциплинарного диалога. Именному этому наиважнейшему аспекту медицинской реабилитации был посвящен организованный в рамках конференции симпозиум «Междисциплинарные аспекты неврологии и логопедии», в котором приняли участие ведущие преподаватели кафедры логопедии дефектологического факультета нашего университета.

Программа конференции

Доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии МПГУ, вице-президент Ассоциации фониатров и фонопедов О.С. Орлова представила доклад «Междисциплинарный подход в комплексной реабилитации больных с нарушениями голоса, речи и глотания» (содокладчики: Ларина О.Д., Ковалева Г.А., Трофимова А.К., Корецкая Е.С.). В своем выступлении Ольга Святославна отметила, что обеспечение комплексности и преемственности реабилитационного процесса невозможно без междисциплинарной интеграции различных специалистов, одним из которых является логопед. Современные условия диктуют повышенные требования к подготовке логопедов, работающих в области здравоохранения, ведь в сферу их профессиональных компетенций теперь входит не только преодоление речевых нарушений, но и восстановление такой жизненно важной функции, как глотание.

Обозначив теоретические подходы к комплексной реабилитации, О.С.Орлова подробно рассказала о том, как на практике происходит реабилитация ларингоэктомированных больных. Традиционно затронув исторический аспект, Ольга Святославна представила обзор современных диагностических методов и наиболее эффективных методик восстановления нарушенной функции голосообразования. Отдельно Ольга Святославна остановилась на проблеме нарушения голоса у лиц голосо-речевых профессий. В частности, было отмечено, что стресс в сочетании с голосовой нагрузкой является важнейшим фактором риска дисфонии у педагогов. Еще одним серьезным аспектом, приводящим к нарушению голосовой функции, была названа депривация сна. Эту тему О.С.Орлова раскрыла в другом своем докладе - «Сон и его влияние на голос», в котором были освещены результаты совместного исследования, проведенного учеными научно-клинического отдела фониатрии ФГБУ НКЦО ФМБА России и Центра медицины сна МНОЦ МГУ им. М.В. Ломоносова. Исследователи пришли к выводу, что низкое качество сна приводит к развитию длительной дисфонии.

Затронутая Ольгой Святославной тема междисцилинарного взаимодействия логопеда с различными специалистами медицинского профиля при работе со взрослыми и детьми, имеющими нарушения функции глотания, была развита в докладе доцента кафедры логопедии МПГУ О.Д. Лариной (содокладчики: Орлова О.С., Рудометова Ю.Ю., Уклонская Д.В., Хлюстова М.Г.). Ольга Данииловна рассказала о том, как внедряется в отечественную логопедическую практику работа по преодолению дисфагии, которая может быть как сопутствующей проблемой ряда заболеваний, так и выступать изолированным синдромом. И хотя чаще это расстройство встречается у пожилых людей, дисфагия может возникать в любом возрасте. Например, нередко нарушение глотания возникает у новорожденных в результате механических повреждений или у детей, рожденных с экстремально низкой массой тела. Медицинская реабилитация таких пациентов порой занимает долгие годы, и участие логопеда на каждом ее этапе является необходимым условием для достижения положительного результата и улучшения качества жизни больного.

Сегодня логопед работает даже в нейрореанимации, где дает рекомендации по кормлению пациента и участвует в решении вопроса по установке назогастрального зонда. Докладчик подчеркнула, что оценка степени выраженности нарушения глотания, составление программы реабилитации и ее реализация осуществляется всеми членами мультидисциплинарной команды, в том числе и логопедом, а его рекомендации обязательно учитываются в выписном эпикризе. Также было интересно узнать, какие первые симптомы должны насторожить логопеда при обследовании пациента, какие скрининговые шкалы применяются для оценки функции глотания, каков алгоритм ведения пациентов с дисфагией, какие приемы применяются логопедами для устранения дисфагии.  В качестве одного из наиболее эффективных методов Ольга Данииловна назвала густометрию, применение которой способствует развитию вкусовых ощущений, соматосенсорного гнозиса, преодолению кинестетической орально-артикуляционной диспраксии и апраксии. Кроме того, современный медицинский логопед должен владеть техниками массажа, тейпирования, разглатывания пациента. Такое сочетание разных видов работы повышает качество реабилитации.

В заключение Ольга Данииловна еще раз подчеркнула, что функционал медицинского логопеда как новой специальности должен выключать не только преодоление нарушений речи и голоса, но и других высших психических функций, а также восстановление функции глотания, что, безусловно, потребует от логопедов более углубленных знаний в области медицины.

Особенностям речевых нарушений и их диагностике при неврологических заболеваниях был посвящен совместный доклад Орловой О.С., Бердникович Е.С., Мясниковой М.С., Хлопиной С.И. Авторы рассказали о специфике логопедической диагностики у больных неврологического профиля и о том, какими дополнительными профессиональными компетенциями должен обладать логопед, работающий с этими пациентами. В частности, такой специалист должен ориентироваться в релевантных медицинских показателях, уметь наладить взаимодействие с другими членами мультидисциплинарной команды для оперативного принятия диагностических решений, быстро и четко документировать результаты исследований и рекомендаций, определять готовность пациента и его семьи к активному участию в реабилитационном процессе.

В докладе особо была отмечена важность оказания логопедической помощи не только больным с сосудистыми патологиями, но и пациентам, страдающими болезнями нейро-дегенеративного профиля, такими как болезнь Альцгеймера, кортико-базальная дегенерация, болезнь Паркинсона, первично прогрессирующая афазия, болезнь Вильсона-Коновалова, фронто-темпоральная деменция и др. Грамотная логопедическая помощь в содружестве с работой неврологов, нейрогенетиков, нейропсихологов и других профильных специалистов, способна замедлить прогрессирование этих тяжелых заболеваний. Докладчики заострили внимание слушателей на необходимости выработки дифференцированного подхода к логопедической работе с такими пациентами. Так, в настоящее время, ощущается острая нехватка оценочных шкал для диагностики речевых нарушений у этой нозологической группы.

Значительное место в докладе было отведено критериям эффективности логопедической работы с больными неврологического профиля, необходимости учета как количественных, так и качественных показателей. Одним из последних докладчики назвали степень удовлетворенности своей деятельностью самого логопеда.

Несмотря на новый формат проведения, «Вейновские чтения» вызвали искренний и живой интерес у участников, ведь как и прежде, им удалось получить новые знания, обменяться опытом с коллегами и даже, возможно, зародить идеи о совместной научной деятельности!

24.02.2021

Наверх