Читаем и играем: игровые приёмы для обучения чтению детей с нарушениями речи

Полей Яна Борисовна
ГБУЗ детская городская поликлиника № 86 ДЗ г. Москвы

Скачать статью >>>

Детей непросто научить читать. Ещё тяжелее научить читать детей с речевыми проблемами. А научить надо. Почему? Потому что пока ещё человечество пользуется письмом, как способом сохранения информации и чтением, чтобы эту информацию получить. И просто обидно: столько всего хорошего написано и пишется, а человек растёт и не знает, что за мир прячется за обложками. По сравнению с нечитающим человеком, читающий владеет разнообразными инструментами для своего развития и влияния на мир, для творчества во всех сферах жизни.

Логопеды, как правило, используют в своей практике программы и методики школы Р.Е. Левиной: Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; методические пособия и буквари для обучения детей с нарушениями речи чтению (Воронкова В.В., Жукова Н.С., Косинова Е.М., Крылова Е.Л. и др.). Наш опыт обучения чтению детей с нарушениями речи показывает эффективность методики известного логопеда и исследователя Т.С. Резниченко и практическую ценность ее авторского методического пособия «Занимательный Букварь». Разработки Т.С. Резниченко мы апробировали при работе с неговорящими дошкольниками и с детьми, чьи речевые проблемы осложняются особенностями психо-эмоционального развития и сниженной мотивацией к обучению чтению при сохранном интеллекте даже в возрасте 7-8 лет.
Эффективность работы значительно повысилась, когда процесс обучения чтению дополнялся приёмами, заимствованными у замечательной поэтессы-педагога Татьяны Михайловны Котёневой-Громан. Её литературную студию посещали дети без особых проблем в речевом развитии. Татьяна Михайловна воспитывала чувство слова, умение работать с текстом. Идея Татьяны Михайловны заключалась в том, что она стремилась сохранить в детях творца. Лучший способ заинтересовать ребенка обучением, работой над своей речью – это сделать его творцом, соавтором своего развития, поставить его в процессе обучения на один уровень со взрослым. И этот же способ прекрасно работает и с теми, кому приходится осваивать речь через обучение, с дошкольниками и школьниками с речевой патологией. Ведь творить любят почти все.
Дети, даже проблемные, относительно быстро запоминают несколько слогов и слов. И относительно быстро начинают сами придумывать фразы, сначала отталкиваясь от готовых образцов, потом пытаются включить уже свою фантазию. Иногда юные ученики так увлекаются, что пытаются вставить в свои истории слова, прочитать которые ещё трудно из-за сложной слоговой структуры или незнания отдельных букв. В таких случаях рекомендуется заменить сложное слово рисунком или пиктограммой.
Например:
Предлагаем прочитать ребенку предложения:
ВОТ И-РА.

Предлагаем ему следующее предложение продолжить самостоятельно или выбрать из предложенных вариантов (предметных картинок, пиктограмм):
У И-РЫ … (изображение велосипеда).
МА-МА ЕСТ (изображение кекса).
ЛУ-ША НА-ДУ-ВА-ЛА (изображение воздушного шарика)


В следующем упражнении предлагаем ребенку подобрать подходящее по смыслу первое слово в предложении:
(изображение туфельки) У-ПА-ЛА НА БА-ЛУ.
(изображение кошки) ЕСТ РЫ-БУ.

В дальнейшем возможно предложить подбор подходящего по смыслу сказуемого в простом предложении. Глагол в этом случае заменяется пиктограммой: изображение глаза означает «вижу», изображение уха – «слышу», изображение следов ботинок – «иду» и так далее.
Я (изображение глаза) МА-ШУ.
Я (изображение уха) МУ-ЗЫ-КУ.


Для повышения мотивации предлагаем ребенку поиграть в «шпионов». Рисунки помогают зашифровать текст, запутать «противника».


Можно предложить родителям заранее прочитать ребенку сказку Киплинга «Как было написано первое письмо». По сюжету сказки - из-за того, что первое в мире письмо было «записано» целиком рисунками, произошли некоторые забавные недоразумения. Это наглядно показывает ребенку преимущество буквенной записи перед рисунками или пиктографическим письмом.

Ещё один приём, который помогает в обучении чтению, это возможность составлять абсурдные фразы.

Иногда родители осуждают проявления юмора у детей, не понимая, что это инструмент речевого развития, речевого чутья и осознания речевой действительности.
В качестве дидактического материала используются предметные картинки. Речевой материал подбирается, насыщенный определенным звуком или на определенную тематику. На начальном этапе работы предлагаем ребенку выполнить несколько игровых упражнений – разобрать картинки по признаку живое-неживое или по признаку наличия или отсутствия изучаемых звуков. Когда образуются две группы картинок предлагаем ребенку, не глядя, брать из каждой группы по одной картинке и объединять их каким-то сюжетом.
Дети с легким речевым дефектом могут составить небольшой по объему рассказ. Но, в том случае, если возникают трудности, можно ограничиться предложением.

Непредсказуемость задания делает его веселым и трудным. Можно вытащить, например, картинки с изображением зайца и яйца, жабы и автобуса, рака и короны. Ребенку необходимо включить такие разные предметы в одной фразе.
Сначала дети придумывают однотипные предложения, вроде «Заяц взял яйцо», «Жаба взяла автобус», «Рак взял корону». Здесь уместно оказать ребенку помощь и немного подсказать, направить фантазию:
Логопед: «Вспомни, что мы обычно делаем в автобусе? Катаемся. А жаба могла бы покататься в автобусе? Как лучше сказать?»
Ребёнок: «Жаба катается (едет) в автобусе».
Взрослый: «Хорошо. А как ты думаешь, а если бы жаба умела рисовать, чтобы она могла сделать с автобусом?»
Ребёнок: «Жаба рисует автобус?»

Дети не всегда уверены, что взрослый одобрит такую странную ситуацию. Можно поговорить, о том, что в жизни, конечно же, жаба не рисует, но вот в сказке даже жабы могут рисовать, если им хочется.
При регулярном выполнении задания и одобрении взрослого дети начинают включать фантазию. Это упражнение помогает активизировать словарный запас, автоматизировать звуки, упражняться в употреблении определенных грамматических категорий, развивает фантазию.
Похожий прием можно использовать на начальных стадиях обучения чтению.

Для поднятия мотивации могут пригодиться словесные игры, нелепицы, буквоедские игры. Корней Иванович Чуковский рассказывал в своей автобиографической повести «Серебряный герб», как учил английский язык, используя очень странный учебник английского языка, с совершенно нелепыми фразами. Грамматически предложения были оформлены правильно, но фразы были очень странными, вроде: «Видит ли этот слепой незнакомец синее дерево глухонемого певца, на котором сидит, улыбаясь, голубая корова?». Абсурдные фразы помогают усвоить грамматические особенности языка.

Оказывается, когда обучаешь детей разговаривать на своём родном языке, то вносить небольшую долю абсурда очень полезно.
Детям можно предложить найти карточки-слова, в которых есть буква, обозначающая автоматизируемый звук.
Например, слова со звуком Р: «КОМАР», «ДОРОГА», «РОГАТЫЙ», «ИДЁТ». Получится что-то вроде «Рогатый комар идет по дороге».
В результате чтения абсурдный предложений урок становится интересным и весёлым.

С дошкольниками, которые ещё только составляют короткие фразы из карточек-слогов по методике Т. С. Резниченко тоже можно поиграть в абсурд. Взрослый выкладывает сам, а затем предлагает ребенку выложить фразу, включив туда слово, не подходящее по смыслу, искажающее сюжет.
«Мама мыла раму» – это читается и произносится не думая. «Мама ела раму», ой, что за глупость, сначала ребенок смеется, потом, исправляет на правильный вариант или выполняет задание с подбором подходящего слова.
Приведём примеры таких абсурдных предложений:
МАША ЕЛА КАКУ. ПАША ЕЛА ТАРАКАНА. А ЖАБА ЕЛА ПАУКА.
В этом случае в качестве еды предлагаются предметы. Предложение становиться бессмысленным.
Для развития языкового чутья можно использовать чтение предложений с деформированной грамматической формой:
«МАША ЕЛА КАШУ», «ПАША ЕСТ СОК»
Взрослый уточняет: «Разве сок едят? Что можно сделать с соком?» Ребенок выбирает подходящую карточку со словом «пьёт», сам или с помощью взрослого.

Во время таких игр со словами происходит активизация пассивного словаря, усвоение грамматических основ на интуитивном уровне и не пропадает желание учиться читать дальше. Формируются предпосылки смыслового чтения: ученик ожидает подвох и внимательно вчитывается в слова. Повышенный эмоциональный фон, игровая обстановка – всё это помогает усилить интерес к занятиям и чтению.

Практика обучения чтению показывает, что многочисленные повторения, автоматизация начального навыка чтения слов, слогов не всегда интересно, а часто и утомительно для дошкольников. 

В таких случаях очень выручают чудесные книги Татьяны Русситы. Ее серия книг «Восемь первых книг для чтения» наполнена добрыми, очень часто юмористическими текстами.
Помогают повысить интерес к обучению чтению книжки –игрушки Жени Кац «Бабушка пилит малиновый пирог», «Синий комар плывёт на юг» и другие. Переворачивая в произвольном порядке странички с глаголами, прилагательными, существительными, юный читатель всё время получает забавный и необычный результат. Он смеется, хочет прочитать ещё и ещё, перебирает варианты и тренирует навык чтения. При этом слова в книжке подобраны так, что грамматически предложения всегда составлены верно. Даже если получается «Бабушка пилит малиновый пирог».

Потом, отсмеявшись, можно предложить придумать правильный вариант, как «в жизни».
Сейчас очень много прекрасных книг с короткими фразами, яркими прекрасными картинками и они замечательно подходят на ранних этапах обучения чтению, когда ребенок уже читает, но ещё не уверен в своих силах. Например, книги Татьяны Русситы, Марины Поляковой, Тилипмана Антона.


Надеемся, что этот краткий обзор приёмов, поможет логопедам, воспитателям или родителям научить читать детей с нарушениями речи, заинтересовать их и сделать занятия увлекательными и необычными.
Литература
1. Кац Е.М. Синий комар плывёт на юг. – М: МЦНМО, 2017 – 60 с.
2. Основы теории и практики логопедии/ под ред. Р. Е. Левиной. - Репр. изд. – М: Альянс, 2013. - 366 с.
3. Полякова М.А. Игра в слова. Сказка-букварь. – М: Изд. В. Секачев, 2012. – 56 с.
4. Резниченко Т.С. Занимательный букварь. – М: Гном, 2018. – 144 с.
5. Руссита Т. Раз, два, три - замри! (комплект из 8 книг). – М: Манн, Иванов и Фербер, 2019 – 96 с.
6. Тилипман А.С. ЗУБАКА: игры со словами. – М: ВАКО, 2015. – 64 с.

Дата публикации: 04. 12. 2019 г.

Скачать статью >>>

Полей Я.Б. Читаем и играем: игровые приёмы для обучения чтению детей с нарушениями речи [Электронный ресурс]: Кафедра логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета : [сайт], 2019. URL: http://www.logo-mpgu.ru/faq/logopedam/metodicheskaya-kopilka.html (дата обращения 14.01.2020)

Наверх