Использование сказок в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В.П.Мерзлякова
канд.пед.наук, доцент кафедры логопедии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

 

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, развитие речи дошкольников, сказкотерапия
Краткая аннотация. В статье представлен опыт использования сказок с целью развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи (лексико-грамматического строя, связной речи, просодики). Описана стратегия создания сказок, отвечающих  задачам коррекционной работы.

Развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников с ОНР является одной из основных задач логопедической работы. Для детей с недоразвитием речи (3 уровень речевого развития) характерно неточное употребление лексических значений и затруднения в их понимании, незнание слов, выходящих за рамки обиходно-бытовой тематики, смешения и  замены по признакам внешнего сходства, функциональной принадлежности, ситуативного сходства, в рамках одного семантического поля. Отмечаются трудности словообразовательных операций (образование уменьшительно-ласкательных существительных, названий единичных предметов, относительных и притяжательных прилагательных, сложных слов, приставочных глаголов, подбор однокоренных слов и др.). Зачастую затруднительным является перенос словообразовательных навыков на новый речевой материал. Формирование грамматического строя речи также не является завершенным, характерны ошибки в употреблении родительного и винительного падежей множественного числа существительных, нарушения в согласовании порядковых числительных и прилагательных с существительными, трудности в употреблении предлогов и др. [1, с. 78-80].

Педагоги, работающие с детьми с нарушениями речи, нередко задают себе вопрос, каким образом разнообразить коррекционную работу  и сделать ее наиболее эффективной. Одним из таких средств является использование специально созданных сказок. Однако развивающий и коррекционный потенциал сказок используется коррекционными педагогами недостаточно. Поэтому в настоящей статье мы попытаемся показать, каким образом можно сочинять сказки, а точнее, их переделывать, в целях развития лексико-грамматического строя речи дошкольников с ОНР. Прием «переделки» сказок, как правило, очень нравится детям. Но за основу необходимо брать хорошо известную всем детям сказку, чтобы был эффект узнаваемости и переноса. Для примера возьмем русскую народную сказку «Теремок» [2, с. 139] и попробуем ее переделать под лексическую тему «Одежда».

Шкаф

Стоит в комнате шкаф. Идет мимо юбка шерстяная. Увидела шкаф, остановилась и спрашивает:

- Шкаф-шкаф! Кто в шкафу живёт?

Никто не отзывается. Вот она вошла и стала в шкафу жить, на вешалке. Прибежала рубашка трикотажная:

- Шкаф-шкаф! Кто в шкафу живёт?

- Я, юбка шерстяная, а ты кто?

- А я рубашка трикотажная.

- Ступай ко мне жить.

Вошла рубашка трикотажная, и стали вдвоем жить. Прибежал сарафан ситцевый и спрашивает:

- Шкаф-шкаф! Кто в шкафу живёт?

- Я - юбка шерстяная, я - рубашка трикотажная, а ты кто?

- А я - сарафан ситцевый.

- Ступай к нам жить.

И стали они втроем жить. Прибежали брюки льняные:

- Шкаф-шкаф! Кто в шкафу живёт?

 -Я - юбка шерстяная, я - рубашка трикотажная, я - сарафан ситцевый, а это кто?

- Я -  пиджак льняной.

- Иди к нам.

Забрался пиджак в шкаф. Стали они вчетвером жить. Прискакало платье шелковое, заглянуло и спрашивает:

- Шкаф-шкаф! Кто в шкафу живёт?

- Я - юбка шерстяная, я - рубашка трикотажная, я - сарафан ситцевый, я - пиджак льняной,  а ты кто?

- А я платье шелковое.

- Иди к нам жить!

Стали они впятером жить. Вдруг идет мимо шуба длинная, меховая, пушистая. Увидела шуба шкаф, остановилась и говорит низким голосом.

- Шкаф-шкаф! Кто в шкафу живёт?

- Я - юбка шерстяная, я - рубашка трикотажная, я - сарафан ситцевый, я – пиджак льняной, я - платье шелковое. А ты кто?

- А я шуба длинная, меховая, пушистая, тёплая.

- Иди к нам жить.

Полезла шуба в шкаф.

Лезла-лезла, лезла-лезла  - никак не могла влезть и говорит:

-Я лучше у вас на верхней полке буду жить.

-Да ты нас раздавишь!

-Нет, не раздавлю.

-Ну, так влезай!

Влезла шуба на верхнюю полку и только уселась -  затрещал шкаф, упал на бок и весь развалился. Выбежала вся одежда, расстроенная, не знает, как им теперь быть. Но потом договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы шкаф заново смастерить.

Принялись они бревна носить, доски пилить - новый шкаф строить. Лучше прежнего выстроили! И стали дружно жить-поживать и добра наживать.

Таким образом, данная сказка способствует развитию лексико-грамматического строя речи: расширению,  уточнению  и закреплению словаря детей по теме «Одежда», «Ткани», упражнению детей в образовании относительных прилагательных, закреплению умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными.

В зависимости от количества детей и цели занятия (с учетом времени года, к примеру) можно расширить словарь и ввести других героев: пиджак, жакет, блуза, футболка, майка,  шорты, костюм, джинсы, свитер, халат,  пижама и т.д. Важным здесь также является обогащение словаря прилагательных наименее частотными словами: вельветовый, драповый, бархатный, трикотажный, ситцевый и т.д. Несомненно, для этого предварительно нужно познакомить детей с разными материалами (потрогать, сравнить). Эту подготовительную работу может провести с дошкольниками воспитатель.

Затем возможна инсценировка сказки по ролям. Каждый ребенок будет изображать одного из «героев», при этом отрабатываются коммуникативные навыки, происходит развитие связной речи, просодики. Необходимые атрибуты для инсценировки (шапочки-символы главных героев) могут подготовить дети вместе с воспитателем. Подобные занятия можно проводить как итоговые при изучении определенной лексики.

По аналогии можно создать сказки по лексическим темам: «Ягоды. Фрукты». Например: Стояла на плите кастрюля, большая, новая. Бежала мимо красная клубничка. Увидела кастрюльку, остановилась и спрашивает:
«Кастрюлька-кастрюлька! Кто в кастрюльке живет?» Далее героями сказки будут вишенка, смородинка, малинка или спелая груша, сочное яблоко, сладкая слива, ароматный абрикос. И тогда уже мы сможем сварить вкусный компот. Но по мере разыгрывания сказки дети повторят необходимые нам фразы (Я, сладкая слива, а я ароматный абрикос и т.д.), что будет способствовать активизации словаря, а также развитию интонационной стороны речи.

Таким же образом можно отработать лексическую тему "Транспорт": недалеко от дома построили новый гараж. Ехал мимо самокат, увидел гараж, остановился и спрашивает: "Кто в гараже живет?"... Далее необходимо взять соответствующую лексику (самокат, велосипед, мотоцикл, легковая машина, самосвал, подъемный кран). И ни для кого не секрет, что подъемный кран сломает гараж, а затем все герои будут дружно его строить.

Кроме сказки «Теремок» за основу можно брать и другие известные детям сказки. Например, сказка «Репка» [2, с.136] удачно подходит для отработки лексических тем «Домашние животные», «Дикие животные» и даже «Птицы», «Насекомые», «Рыбы». И совершенно не обязательно вытягивать именно репку. Это может быть любой, наиболее подходящий для новой сказки предмет, с учетом ее главных героев (водоросли или ракушка для рыб, к примеру). Главное, сохранить определенную канву сказки для ее узнаваемости («бабка за дедку, дедка за репку» - «козлёнок за телёнка, телёнок за ягнёнка, тянут-потянут, вытянуть не могут).

Таким образом, применение специально созданных сказок в процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи не только способствует развитию словаря, грамматического строя, связной речи, обогащает интонационные возможности детей, но и повышает их интерес к логопедическим занятиям, что положительно влияет на эффективность коррекционной работы, в целом.

 Список литературы 

  1. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи /Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Мерзлякова В.П., Одинец Л.К. Развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи при помощи сказок на логопедических занятиях // Школьный логопед. Научно-методический журнал. №4 (60), 2016. С. С.51-55. Тираж 500 экз.
  3. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: В 2 кн. Кн.1 /Сост. С.Д.Томилова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 704 с.

 Скачать >>>

Для ссылки

Мерзлякова В.П. Использование сказок в логопедической работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Кафедра логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета: [сайт], 2019-2020. URL: http://www.logo-mpgu.ru/faq/logopedam/metodicheskaya-kopilka/ispolzovanie-skazok-v-logopedicheskoj-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 27.10.2020)

Наверх