Какие особенности подготовки к грамоте детей с нарушениями речи?

На ваш вопрос отвечали к.п.н., доцент кафедры логопедии Лагутина А.В. и к.п.н., доцент кафедры логопедии Любимова М.М.

Дети с нарушениями речи испытывают стойкие трудности при обучении чтению и письму, а в дальнейшем у таких детей высока вероятность возникновения дисграфии и дислексии.

Этот постулат в отечественной логопедии не подвергается сомнению, он подтвержден многочисленными исследованиями. Так, научной школой Р.Е. Левиной и ее последователями готовность ребенка к усвоению письма и чтения рассматривается как результат системного взаимодействия фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

В предыдущих разделах мы говорили о проявлениях речевой патологии в детском возрасте и отмечали лексические, грамматические, морфологические и синтаксические трудности в речи таких детей. Эти трудности нередко наслаиваются и дополняют друг друга, что приводит к проблемам в обучении навыкам письма и чтения, а иногда и к нарушениям как чтения, так и письма, дислексии, дисграфии.

Итак, обучение грамоте дошкольников с речевой патологией требует особой системы организации этого процесса и специфических приемов и методов, это касается как дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, так и детей с общим недоразвитием речи. Так как и в первом и во втором случае мы наблюдаем нарушение фонематического восприятия, что влечет за собой невозможность полноценно овладеть фонематическим анализом и синтезом.

Логопедическая работа по подготовке к грамоте дошкольников с нарушениями речи обязательно предполагает развитие фонетико-фонологической компетенции.

Развитие фонетико-фонологической компетенции включает: формирование нормативного звукопроизношения, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза и некоторых теоретических знаний в области фонетики. Этому разделу в логопедии уделяют особое внимание, так как фонетико-фонематическое развитие ребенка и последующий его переход на уровень металингвистических обобщений является «узловым образованием», от которого зависит успешное функционирование не одного, а целого ряда речевых процессов и успешность дальнейшего школьного обучения.

Формирование звукопроизношения является важной задачей логопедической работы. Как правило, именно эта часть логопедической работы является наиболее востребованной родительской общественностью, причем нарушение звукопроизношения, чаще всего связывают с ограниченностью подвижности речевого аппарата. Однако причиной нарушенного звукопроизношения при речевой патологии может быть нарушение фонематического восприятия изолированное или в сочетании с нарушением строения или подвижности органов артикуляции.

Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи. Поэтому коррекционная работа над звукопроизношением проводится параллельно с формированием фонематического восприятия.

Для развития фонематического восприятия используются различные игры и игровые упражнения. Например, упражнения, нацеленные на тренировку в повторении цепочки слогов, включающих оппозиционные звуки. Слоговые цепочки воспроизводятся как с открытой артикуляцией, так и с экранированием, например, в том случае, если у ребенка трудности с дифференциацией свистящих и шипящих звуков, мы предлагаем повторить следующую последовательность слогов: са-са-ша; ша_са_ша. Полезны игры, нацеленные на сортировку слов по наличию или отсутствию заданного звука в слове. Взрослый предлагает ребенку прослушать последовательность слов и сигнализировать поднятием руки или хлопком в том случае, если он услышал слово с заданным звуком. Например, послушай слова и хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком С. Приготовься, начали: стол (хлопок), мак, кит, стакан (хлопок) и т.д. Лексический набор слов варьируется в зависимости от того, с какой группой звуков в настоящее время работает логопед. Следующий прием, который используют логопеды – это сортировка слов на группы по наличию одного из двух смешиваемых звуков. Например, мы предлагаем ребёнку разложить картинки на две группы: первая группа слов, в которых есть звук С, вторая группа слов, в которых есть звук Ш. Картинки можно раскладывать по конвертам, папкам, коробкам, шкатулкам. Использовать все то, что подсказывает Вам ваша фантазия и игровой сюжет. Можно разложить предметы в разные машины, расселить сказочных животных по разным норкам, избушкам. Придумывайте игровые сюжеты, не забывайте, что игровая деятельность ведущая в этом возрасте.

Особое внимание отводится формированию навыка ориентировки в звуко-слоговом анализе состава слова. Умение проводить звуко-буквенный анализ рассматривается основой, без которой невозможно усвоение грамоты.

Эту задачу предлагается решить посредством аналитической работы с простейшей схемой, в которой длинная полоска обозначает слово, короткая – слог, а точка – звук. Необходимо произнести слово, посчитать количество слогов в слове и выложить столько коротких полосок, сколько слогов в слове. Затем нужно определить последовательность и количество звуков в слове и выложить нужное количество кружков. По следам такого анализа словА и предложения выкладываются из букв разрезной азбуки. 

Необходимо тренировать ребенка не только в звуковом анализе, но и в звуковом синтезе. Например, прослушай отдельные звуки и угадай слово: к.о.т. Какое слово? Кот. Задание усложняется за счет увеличения пауз между звуками и количества звуков в слове, например, к    о       ш      к        а.

Полезно тренировать ребенка в навыке определения места звука в слове, например, где в слове рак стоит звук Р (в начале, середине или конце)?

Нужно помнить, что значение каждого слова, которое используется на занятии по фонематическому анализу и синтезу должно быть понятно ребенку.

В коррекционную работу включаются упражнения на развитие фонематических представлений. Так ребенку предлагается подобрать слово на заданный звук, например, подбери пять слов со звуком Ш. Можно использовать всем известную игру «Города», полезно совместно с ребенком разгадывать детские кроссворды, сканворды, выкладывать из разрезной азбуки подписи к картинкам. Любые игры со словами принесут пользу.

На протяжении всей коррекционной работы особое внимание уделяется формированию морфологических обобщений и восполнению пробелов в лексико-грамматическом развитии детей. С этой целью сопоставляются однокоренные слова, включаются упражнения, тренирующие навыки словоизменения. Можно соревноваться с ребенком в количестве подобранных к существительному прилагательных и наоборот к определенному прилагательному подобрать как можно больше существительных. Это систематизирует и расширяет словарный запас ребенка и формирует грамматические навыки. Особенно полезны такие игры для детей с общим недоразвитием речи.

Обучение грамоте дошкольника с нарушениями речи требует повышенного контроля, систематическое повторение и закрепление материала. Путь к преодолению речевых нарушений долог и состоит из множества мелких шажков. Интернет -пространство пестрит различными объявлениями, в которых родителям сулят быструю (за 1-3 занятия) коррекцию. Такие обещания не следует принимать всерьез. Исправление нарушений речи и обучение грамоте детей с речевой патологией требует длительного курса систематических занятий и тщательного выполнения всех рекомендаций специалистов.

Как предупредить сложности обучения в школе? Читайте здесь >>>

Наверх