РАУ Федор Андреевич

Статья опубликована
Рау Е.Ю. Вклад  профессиональной династии Рау в отечественную логопедию //МИР специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. Выпуск 6. – М.: ЛОГОМАГ, 2017 –с.6-20

 

Е.Ю.Рау

 

Вклад профессиональной династии Рау в отечественную логопедию

 

Профессиональное наследие представителей семьи Рау – это, с одной стороны, часть истории логопедии как науки, а с другой стороны составная часть науки и практики современной логопедии.

О важности изучения истории науки можно сказать словами самого Федора Андреевича Рау: «Только тот сурдопедагог или логопед способен творчески подходить к своей работе и уверенно двигать свою науку вперёд, который хорошо знаком с историей её развития и гарантирован тем самым от повторений ошибок прошлого и от пресловутого “открытия америк”».   Обращаясь в данной статье к истории логопедии с начала 20 века, имеется возможность оценить состояние и возможности в развитии теоретических, методических и организационных направлений логопедии в настоящее время.

Несмотря на большую известность имени Рау в области сурдопедагогики, их заслуги в области логопедии не менее значимы, хотя и недостаточно известны. Многие основополагающие труды Рау по логопедии не переиздавались и в настоящее время являются раритетом и отсутствуют в фондах научных библиотек, за исключением хранилища Российской Государственной Библиотеки (бывшей библиотеки им. В.И. Ленина). Вместе с тем некоторые из них являются основой и одной из составляющих современной логопедической науки.

Известно, что одним из основоположников Московской школы сурдопедагогики и логопедии является Федор Андреевич Рау, внесший огромный теоретический и практический вклад в развитие данных наук и, одновременно ставший основателем профессиональной династии пяти поколений Российских сурдопедагогов и логопедов семьи Рау.

 

Ф.А. Рау, 1894 г. (26 лет)

Будучи выходцем из Германии, Фридрих Вильгельм Рау (в православии Федор Альбертович, после октября 1917 года сменил отчество на Андреевич) родился в 1868 году в городе Ульме, рано остался без родителей, в 14 лет был принят в учительскую семинарию, интересовался и присутствовал на занятиях в школе глухих, и стал в 21 год, учителем во Франкфуртском институте глухонемых, проработав 4 года. Затем, молодой и полный желания работать, Рау Ф.А. решил посвятить себя педагогической деятельности в той стране, где менее всего было сделано для этих детей, по статистике этой страной оказалась Россия. Приехав в 1887 году в Россию Ф.А.Рау был учителем в менонитском училище для глухих в Крыму, затем учителем-воспитателем глухого ребенка в семье русского дворянина немецкого происхождения В.К.Шлиппе, а в 1896 году открыл небольшую частную школу-пансион для глухих детей и курсы по исправлению дефектов речи. В том же году Федор Андреевич Рау женился на Наталии Александровне Голяшкиной из русско-немецкой семьи дворянско-купеческого происхождения, которая стала его преданной соратницей в совместной работе по обучению и воспитанию глухонемых. В 1899 году Ф.А.Рау был назначен директором Московского городского Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых, где проработал более 20 лет. В 1900 году четой Рау был организован первый в России и Европе детский сад для глухонемых детей, где интенсивно велась целенаправленная работа над речью. В годы гражданской войны 1919-1921 Ф.А.Рау занимался педагогической и методической деятельностью в Крыму, организовав 3 школы для глухонемых, дом для умственно отсталых, курсы для взрослых глухих и по исправлению речи.

 

Рау Ф.А. и Рау Н.А.

С 1921 года, вернувшись в Москву, Ф.А.Рау был назначен заведующим объединенной кафедры сурдопедагогики и логопедии Педагогического института детской дефективности, который после нескольких переформирований стал дефектологическим отделением МГПИ им. В.И.Ленина, где проработал вплоть  до 1948 года, получил научную степень доктора педагогических наук, избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, одновременно работал и НИИ  дефектологии АПН СССР, был награжден орденом В.ИЛенина.

В этот период Ф.А.Рау уделял много внимания проблеме формирования логопедии как педагогической научной дисциплины. В результате научных исследований и непосредственного опыта работы по исправлению различных нарушений речи Федором Андреевичем была разработана классификация речевых нарушений; теоретически обоснованы и практически проверены методы исправления речевой патологии; разработана система учреждений логопедической помощи; создана школа специалистов логопедов-педагогов. Таким образом, Ф.А.Рау принадлежит создание нового направления логопедии как педагогической науки, теоретическое обоснование подготовки специалистов логопедов-педагогов, а также системы исправления таких речевых нарушений, как заикание, дислалия, алалия, афазия, ринолалия, нарушение письма и др., что, по его мнению, не являлось чисто медицинской проблемой, учитывая, что до 1917 года исправлением дефектов речи занимались врачи.

Хрестоматийной стала статья Федора Андреевича Рау «Профиль подготовки специалиста-логопеда» (1950), посвящённая становлению логопедии как педагогической науки. Создание и становление нового логопедического отделения происходило под влиянием научной школы Федора Андреевича Рау. “Перед организаторами этого отделения в первую очередь встал вопрос: каким должен быть профиль будущих специалистов-логопедов? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо решить 3 вопроса:

1. Что такое логопедия - медицинская или педагогическая наука?

2. Следует ли плохоговорящего считать больным?

3. Нужно ли страдающего речевыми нарушениями лечить или учить и воспитывать?”

Не подвергая сомнению необходимости участия медиков в логопедической работе, утверждая принцип комплексности, Федор Андреевич Рау продолжает: “Но мы, педагоги, учителя-логопеды, рассматриваем логопедию не столько как медицинскую, сколько как педагогическую науку на следующих основаниях: преобладающее число дефектов речи происходит не от биологических, а от социальных причин, являясь следствием неправильного, запущенного воспитания речи в детском возрасте, в период формирования речи; эти недостатки могут быть устранены лишь путем перевоспитания всей личности плохоговорящего, а не посредством той или иной процедуры. В отдельных же случаях, где требуется применение медицинских мер, полное исправление речевого недостатка, как уже сказано, достигается лишь в том случае, если после лечения (или одновременно с ним) применяются логопедические методы воспитания или перевоспитания речи и личности.

«...На вопрос нужно ли плохоговорящего лечить или учить и воспитывать - мы отвечаем: лечить нужно иногда, учить и воспитывать - всегда, и не только речь, но и всю личность логопата”.

В первые годы существования кафедры Федора Андреевича Рау во 2МГУ, университет закончили известные специалисты Наталья Александровна Власова (1899-1989), Анастасия Гавриловна Ипполитова (1902 -1986), Роза Евгеньевна Левина (1908-1989).  Федор Андреевич Рау стал наставником и руководителем (вместе с Ю.А.Флоренской) работы Ольги Владимировны Правдиной (1894-1977). Это были те, кто определил дальнейшее развитие логопедии, как науки. На этом этапе в совместной работе врачей и логопедов усиливается научно-естественная база логопедической науки, развитие получает комплексный медико-педагогический подход к нарушениям речи.

До сих пор студентам рекомендуются известные работы Федора Федоровича и Елены Федоровны Рау (дочери) по коррекции звукопроизношения и  устранению заикания у дошкольников.

Особую значимость для логопедии представляют совместные труды Федора Андреевича и Федора Федоровича (сына) Рау, посвященные становлению науки о произношении с описанием механизмов правильного и дефектного звукопроизношения, а также разнообразных приемов звукопостановки, в том числе с использованием специальных зондов, изобретенных с этой целью Федором Андреевичем Рау.

 

Ф.Ф. Рау

В 1941 году вышла “Методика обучения глухонемых произношению” под именами Федора Андреевича и Федора Федоровича Рау.[5] Это обширное пособие стало хорошо известно среди не только сурдопедагогов, но и логопедов. “Методика” дважды, в 1955 и 1959 годах, переиздавалась в переработанном и дополненном варианте. Поскольку обучение произношению лиц с нарушениями слуха это частный раздел логопедической науки, большая часть этой работы - посвящена логопедии вообще. Книга содержит следующие части, имеющие прямое отношение к общим проблемам логопедии (нумерация частей согласно оглавлению):

Раздел I. 1.Общая характеристика фонетической стороны речи. 2. Речевой аппарат, его строение и работа. 3. Классификация звуков русского языка. 4. Усвоение фонетической системы языка слышащим ребенком. 9. Способы постановки дыхания, голоса и звуков у глухонемых. 10. Этапы работы над произносительными навыками. 

Раздел II (Методика работы над произношением). 1. Работа над речевым дыханием. 2.Работа над голосом. 3. Работа над звуками речи. 4. Работа над словесным ударением. 5. Работа над орфоэпией. 6.Работа над членением речи. 7. Работа над логическим ударением.

“Методика” снабжена большим количеством рисунков, схем, приложений. Например, удобны для пользования схемы последовательности постановки согласных звуков и работы над гласными, сводные таблицы артикуляции близких звуков.  Интересны “Профили артикуляции слов для студентов и молодых учителей” в приложении книги.

В 1968 году Федор Федорович Рау (сын) описал недостатки произношения фонем и приемы их коррекции в одной из глав книги “Основы теории и практики логопедии” составленной Р.Е.Левиной. Б.М. Гриншпун в главе “Дислалия” учебника по логопедии многократно ссылается на эту работу.

В изложении правил постановки многих звуков М.Е. Хватцев часто приводит приемы, рекомендации, замечания Ф.А. или Ф.Ф. Рау (например в постановке звуков Р,Л,Ш,Г,Д и др.)

Зонды Ф.А.Рау. Приложение “Методики обучения глухонемых произношению” дает нам представление о полном наборе зондов, изобретенных Ф.А.Рау.  Почти никто сейчас не знает, что проволочные зонды были созданы Федором Андреевичем Рау. Свое изобретение он упоминает в графе “научные труды и изобретения” анкет, периодически заполнявшихся им по месту работы, отмечая, что оставил придуманные им зонды незарегистрированными.

Из учебника в учебник с того времени переходит описание работы с зондами, которые были изобретены Ф.А.Рау. Вместе с позднее придуманными вариантами эти зонды используются сегодня всеми логопедами.

Достаточно подробное описание применения зондов Ф.А.Рау с иллюстрациями приводит Ф.Ф.Рау в книге “Основы теории и практики логопедии” (1968) под редакцией Р.Е.Левиной.

Работа по исправлению звукопроизношения у детей. Елена Федоровна Рау описала проблемы возникновения, профилактики и преодоления косноязычия у детей-дошкольников ещё в статье 1939 года. В 1950 году в своей книге “О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи” она обобщила свой многолетний опыт по работе с детьми с расстройствами речи и не только описала проблемы речевого развития детей, но приемы работы по воспитанию речи детей. Сегодня работа по исправлению звукопроизношения в раннем возрасте практически не практикуется. Елена Федоровна приводит ряд показателей, которые уже в возрасте 2-2,5 лет свидетельствуют о нарушениях произношения. Эти признаки отграничивают физиологические (возрастные) нарушения от явных нарушений (функционального характера):

Е.Ф.Рау описывает в этой книге (1950) приемы постановки звуков детям дошкольного возраста.  А в 1952 году совместно с В.И.Городиловой (Рождественской) она составляет пособие для учителей-логопедов по исправлению недостатков произношения у школьников.  Пособие в трех выпусках содержит устные упражнения по автоматизации звуков, и письменные - для развития звуко-буквенного анализа и синтеза и профилактики или коррекции возможного нарушения письма. В конце каждого выпуска для удобства логопедов приводятся методические указания по постановке правильного произношения соответствующих звуков.

Еленой Федоровной Рау при поддержке её отца в 1933 г. был обобщен опыт её работы с детьми с различными формами гнусавости. Её книга «Практическое руководство по исправлению речи при различных видах гнусавости» вышла под редакцией Федора Андреевича Рау. 

Это руководство сегодня не имеет уже того первостепенного значения, но оно упоминается в учебниках среди первых методик по работе с этим нарушением речи. Существенно, что основные требования Елены Федоровны к работе с такими детьми – развивались и позже. Известная Анастасия Гавриловна Ипполитова, создатель системы логопедических занятий с ринолаликами, десятки лет спустя выдвигала те же требования: коррекционную логопедическую работу с такими детьми вести необходимо начинать как можно раньше; более того – занятия необходимо проводить уже в дооперационный период. Со времени выхода в свет методических разработок Елены Федоровны было много уточнено в классификации ринолалии. Но основные принципы работы, методы постановки звукопроизношения не изменились.

Взгляд Ф.А. Рау, к пониманию нарушений письма, трактуется как проявление недоразвития “фонематического восприятия”, что подтвердилось затем Розой Евгеньевной Левиной и Рахиль Марковной Боскис.

Проблемой возможности предупреждения нарушений письма занимались Федор Андреевич и Елена Федоровна (дочь) Рау. Касаясь вопросов косноязычия, Елена Федоровна всегда оговаривала важность его преодоления до школы, чтобы дефект речи не отразился на письме у ребенка и не повлек за собой трудности обучения. В пособии для работы со школьниками, впервые вышедшему в 1957 году, Еленой Федоровной Рау совместно с Верой Ивановной Городиловой (Рождественской) разработаны упражнения и система работы с детьми с недостатками произношения и, в том числе, допускающими ошибки на письме. Задания направлены на развитие звукового анализа и синтеза на уровне слога, слова, на нахождение звука в предложении.

Проблеме заикания в работах династии Рау отведено значительное место. Работы Елены Федоровны Рау и Натальи Александровны Власовой стали первыми методическими разработками в области заикания, как логопедической проблемы. Этим авторам принадлежит распространение правильных взглядов на раннее начало перевоспитания речи и на применение коллективного метода в работе с заиками-преддошкольниками.  Известна работа Ф.А.Рау «Перевоспитание речи» об истории методов по преодолению заикания. Члены семьи Рау, Федор Андреевич, Наталья Александровна и их дочь Елена Федоровна стояли у истоков организации помощи детям раннего и дошкольного возраста, страдающих заиканием. В 1929-1930 г. супруги Рау участвовали в разработке плана организации занятий для первой логопедической группы для дошкольников. Это была так называемая “психоортопедическая площадка”, созданная по инициативе проф. В.А.Гиляровского и Н. А. Власовой при невропсихиатрической лечебнице им. Кащенко. Здесь впервые был применен коллективный метод исправления речи у детей. Вскоре при поддержке Ф.А.Рау и инициативе его дочери Е.Ф.Рау, при детской консультации Научного института охраны материнства и младенчества Наркомздрава были организованы первые ясли для заикающихся преддошкольного возраста, впоследствии была создана целая сеть таких яслей по Москве и Московской области. Коррекционно-логопедическая работа с этими детьми проводилась по методике Е.Ф.Рау, которая была изложена, совместно с Н.А.Власовой в книге «Методы работы по перевоспитанию речи у детей-заик дошкольного и преддошкольного возраста». Работы Елены Федоровны Рау и Натальи Александровны Власовой стали первыми методическими разработками в области заикания, как логопедической проблемы. Коррекционная логопедическая работа с детьми строилась, согласно методу Рау и Власовой, на постепенном освоении заикающимися  разных видов речи по степени её “самостоятельности”. Этот порядок работы и многие другие элементы методики используются логопедами и в настоящее время. Методике Е.Ф.Рау и Н.А.Власовой уделяется немалое внимание во всех учебниках логопедии. Помимо этого Е.Ф. Рау занималась просветительской работой, освещая проблему профилактики и преодоления заикания в популярных изданиях для родителей.

Известно, что первыми преемниками профессиональной династии стали их дети, выдающиеся ученые и практики Федор Федорович и Елена Федоровна Рау. В последующих поколениях профессиональная, научная и практическая деятельность их внуков и правнуков в области сурдопедагогики и логопедии связана с именами Марины Юрьевны, Нины Юрьевны и Елены Юрьевны Рау, Ольги Николаевны Шумской, а также праправнуков Михаила Леонидовича Рау, Елизаветы Александровны и Галины Александровны Шумских, Наталии Алексеевны Солюс.

Сегодня научную и практическую работу в области логопедии ( заикания) активно продолжает вести Рау Елена Юрьевна (правнучка), профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ. 

С одной стороны, научная и практическая деятельность Е.Ю.Рау отражает преемство идей и подходов династии Рау и, в первую очередь Федора Андреевича и Елены Федоровны, строится на принципах комплексного подхода и коллективного метода, личностно-ориентирована и включает развитие речевой плавности в условиях охранительного речевого режима. Вместе с тем ведущая роль в перевоспитании речи придается речевой среде и речевому образцу логопеда для усвоения не только заикающимися, но и его окружением. Семья становится посредником правильной речи для ребенка с заиканием и не только способствует автоматизации навыка правильной речи, но и является гарантом профилактики рецидивов заикания.

С другой стороны, областью приоритетных исследований Е.Ю.Рау, является логопсихологический аспект изучения заикания, в рамках которого, - заикание рассматривается как коммуникативно-ситуационный феномен, как вариант фрустративно - речевого поведения личности, проявляющийся в дезорганизации речевой плавности, в условиях существенного ограничения, обделения, а порой и лишения заикающегося полноценного общения с людьми. 

Учитывая сложную, комбинированную структуру заикания (наличия речевых и неречевых проявлений) в исследованиях данного направления обоснована продуктивность интегрированного использования логопедических и психокоррекционных технологий при устранении заикания в рамках личностно-ориентированного подхода.

Под руководством Е.Ю.Рау (правнучки), за последние 20 лет сформировалась целая научная школа, разработаны модернизированные психолого-педагогические технологии в области устранения заикания у лиц разного возраста:

    - формирование мотивации достижения успеха в процессе устранения заикания у подростков и взрослых, посредством применения ряда артпедагогических технологий  с использованием: символо,  библио, сказко и игротерапии, вызывающих у пациентов интерес к процессу коррекционной деятельности; внимание к полученным позитивным результатам и стремление к их улучшению;

     - психолого-педагогическая диагностика ритмической способности заикающихся, как в речевой, так и в неречевой сферах, с последующим использованием оригинального вида специального обучениякоммуникативной ритмотерапии для коррекции речевой плавности в сочетании с развитием вербальной и невербальной коммуникации заикающихся;

     - исследование феномена психофизических проявлений в структуре заикания и его устранения путем интегрированного применения танцевально-двигательных техник в системе логопсихокоррекции заикающихся подростков и взрослых;

     -  субъективная оценки эффективности устранения заикания и выявления показателей, прогнозирующих индивидуальные тенденции эффективности с учетом катамнестического периода;

      - социальная и психолого-педагогическая абилитации и реабилитации заикающихся  дошкольного  возраста с применением игровых, адаптированных моделей логопсихокоррекционных мероприятий. 

В работах Е.Ю.Рау и ее последователей  развивается интеграция логопедических и психокоррекционных технологий в системе преодоления заикания у дошкольников, школьников, взрослых, объединяются как современные, так и классические идеи  представителей профессиональной династии Рау.

Таким образом, профессиональное наследие представителей семьи Рау – это и часть истории логопедии как науки, и составная часть науки и практики современной логопедии.

Практически все разделы учебников по логопедии упоминают фамилию Рау, и не только в контексте исторического обзора. Многие научные труды, учебно-методические и методические пособия представителей профессиональной династии Рау являются хрестоматийными и до сих пор рекомендуются студентам дефектологических факультетов педагогических ВУЗов, обучающихся не только на отделениях сурдопедагогики, но и на отделениях  логопедии.,  как основополагающие.

Наверх