Взгляд логопеда на проблему обучения билингвальных детей и преподавание РКИ
2 июня 2023 г. А.А. Алмазова, А.В. Лагутина и Н.Ю. Шарипова выступили с докладом на научно-практической конференции «СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБУЧЕНИЕ РКИ: НЕЙРОАСПЕКТЫ», которую организовала Кафедра лингводидактики русского языка как иностранного и билингвизма Института филологии МПГУ.
Доклад «Билингвальный ребенок с нарушениями речи и его образовательные потребности» был посвящен проблеме обучения в начальной школе двуязычных детей с нарушениями речи. В рамках доклада были определены особые образовательные потребности для следующих групп билингвальных обучающихся с нарушениями речи: детей, для которых русский язык неродной (мигранты из иноязычных семей); русскоязычных школьников, оказавшихся в условиях иноязычного социума (дети - эмигранты); детей, воспитывающихся билингвальных (полилингвальных, биэтнических) семьях.
Докладчиками были сделаны следующие выводы. Создание специальных образовательных условий для детей-билингвов с нарушениями речевого развития является многокомпонентным процессом, требующим соблюдения целого ряда условий. Во-первых, для полноценного обучения детей данной категории необходима активизация работы междисциплинарной команды специалистов: педагогов, в том числе, специализирующихся на преподавании русского языка как иностранного, логопедов, психологов и др. Во-вторых, требуется учитывать специальные образовательные условия для каждого билингвального ребенка, поскольку их набор индивидуален, зависит от вида билингвизма, особенностей семейной речевой среды, характера и выраженности речевой патологии. В-третьих, необходимо совершенствование методической базы: создание программ/пособий/обучающих материалов, способных удовлетворить образовательные запросы различных билингвальных групп.
Интерес слушателей вызвала информация о виртуальном консультационно-диагностическом центре, который работает на сайте кафедры логопедии МПГУ. http://www.logo-mpgu.ru/kdc/
Подробная информация о конференции: http://pkikonf.tilda.ws/
Фотогалерея
2.06.2023