Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи?
На вопрос отвечает к.п.н., доцент кафедры логопедии Володина А.С.
Иногда у детей нарушается не только произнесение звуков родного языка, но и их восприятие или различение. К нарушениям фонематического восприятия следует отнести трудности в различении или дифференциации групп звуков сходных в произношении или при артикулировании, например, свистящих – шипящих (с-ш, з-ж), сонор (л-р), глухих – звонких пар звуков (п-б, т-д), твердых – мягких (л-ль, в-вь).
Комплекс дефектов в произнесении и восприятии фонем в логопедии называют фонетико-фонематическим недоразвитием.
Это «коварное» нарушение речи, так как внешняя сторона дефекта (нарушение произносительной стороны речи) достаточно быстро корригируется, создается видимость благополучия. Родители прекращают дальнейшие занятия, и не уделяют достаточного внимания фонематическому восприятию. Однако в дальнейшем это нарушение дает о себе знать в процессе обучения грамоте. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием с трудом овладевают фонематическим анализом и синтезом, не могут определить наличие или отсутствие заданного звука в слове, найти место звука в слове, определить последовательность и количество звуков в слове. Все это может стать причиной трудностей в обучении письму и чтению.
Нарушение фонематического восприятия возможно как у детей с дислалией, так и при дизартрии.
Как можно определить фонематическое недоразвитие у ребенка?
Родителей прежде всего должны насторожить замены, смешения звуков в слове, например, «каша –каса, рыба – лыба, сумка – сюмка» или отсутствие звука в слове «шапка – апка, лайка –айка». Оценить сохранность фонематического восприятия должен логопед во время специального обследования.