У моего ребенка нарушения произношения: почему?
На вопрос отвечала к.п.н., доцент кафедры логопедии Любимова М.М.
К четырем –пяти годам у детей должна быть сформирована произносительная сторона речи. Однако в русской фонетике есть ряд звуков сложных для произнесения, так называемых «звуков позднего онтогенеза». Это шипящие звуки Ш, Ж, Щ и соноры Л и Р. Произнесение этих звуков может быть отсрочено до 6-7 лет. Необходимо отметить, что к 7-ми годам у ребенка должно быть полностью сформировано произношение звуков родного языка. Правильное произнесение звуков необходимо для начала школьного обучения грамоте.
Природа нарушений произношения может быть различной.
Например, при нарушениях в строении артикуляционного аппарата: прикуса, подъязычной уздечки. Такое нарушение речи в логопедии называется дислалией. В этом случае необходимо обратиться к логопеду, который при помощи несложных занятий научит ребенка произносить звуки правильно.
Иногда нарушение произносительной стороны речи обусловлено нарушением артикуляции, дизартрией. Дизартрия – это нарушение иннервации речевого аппарата. В этом случае отмечается ограниченность подвижности языка, губ и мягкого неба из-за гипо- или гипертонуса мышц, раскоординированность движений артикуляционного аппарата, слабость речевого выдоха. Особенностью речи при дизартрии является ее неразборчивость. Про таких детей иногда говорят «каша во рту».
У детей при дизартрии отмечаются наряду с отсутствием или заменами отдельных звуков и искажения в произнесении групп звуков, например, межзубное произнесение свистящих.