Советы родителям первоклассников

Лагутина А.В., к.п.н., доцент МПГУ

Наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости школьников в младших классах являются нарушения письма и чтения. О вероятности их возникновения специалисты и педагоги могут сказать уже к концу первого класса. 

В этой статье мы расскажем родителям  о причинах нарушений письма и чтения, основных их проявлениях и об особенностях коррекции. Это поможет им быстро и оперативно обратиться за квалифицированной помощью (в случае необходимости).

Трудности в освоении письма и чтения могут проявляться у различных категорий детей. Так, например, нарушения письма и чтения характерны для детей с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития. Это могут быть и «ошибки роста», появления которых нормально на начальном этапе обучения.

Например, замедленный темп письма и чтения не является нарушением в начале обучения, когда техника чтения еще не автоматизирована. По скорости чтения нельзя судить о его сформированности. Основной признак сформированности чтения – понимание прочитанного.

Трудности в освоении письма и чтения возможны и у часто болеющих и по болезни не посещающих занятий детей. Например, ошибки в написании ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА у таких детей свидетельствуют о том, что им не хватило времени для усвоения правила и могут потребоваться дополнительные занятия, как дома, так и в школе.

Мы подробнее остановимся на нарушениях письма и чтения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Мы будем говорить о детях чей дефект обусловлен чисто речевыми трудностями. 

Что же это за дети?

Прежде всего – это дети, у которых в дошкольном возрасте были выявлены речевые нарушения. Оговоримся сразу, что нарушение в произношении одного звука Р, может и не отразится на письме в будущем. Однако, нарушения в произношении групп звуков, слоговой структуры слова, трудности в различении звуков, сходных в произношении и артикуляции, например звуков Р-Л, С-Ц, С-Ш могут свидетельствовать и возможных трудностях в усвоении письма и чтения. Такие дети к началу школьного обучения с трудом анализируют звуковой состав слова, не могут посчитать количество слогов в слове, затрудняются в произношении длинных слов и слов со стечениями согласных.

Основными признаками нарушений чтения и письма являются следующие:

  • ребенок забывает изученные буквы, не запоминает их; стойко путает при чтении; испытывает трудности слияния (букв в слоги, слоги в слова) или читает по буквам. Кроме того, неблагоприятными симптомами являются плохая техника чтения, затрудняющая понимание прочитанного;
  • у школьника медленно формируется навык письма: он плохо усваивает написание букв, путает их при написании, заменяет и (или) пропускает, пишет грязно или неаккуратно, недописывает буквы и их элементы, упрощает их, или наоборот, приписывает лишние элементы к буквам; не соблюдает строки в тетради или плохо в ней ориентируется.

В случаях, если подобные ошибки в письменной речи ребенка встречаются, то не стоит расстраиваться. Нарушения письма и чтения поддаются коррекции, несмотря на то, что путь к преодолению нарушений письма и чтения не всегда является коротким и быстрым. Помочь ребенку справиться с трудностями может логопед. Выбирая специалиста, следует помнить, что Интернет - пространство пестрит различными объявлениями, в которых родителям сулят быструю (за 1-3 занятия) коррекцию. Такие обещания не следует принимать всерьёз.  Как правило, коррекция нарушений письма и чтения требует длительного курса систематических занятий и тщательного выполнения всех рекомендаций специалиста. Самое главное – терпение, и вера в своего ребенка!

Нужно сказать, что сами родители, даже не имея специального образования,  тоже могут оказать посильную помощь ребенку с нарушениями письма и чтения.

  • Таким детям трудно выполнить домашнюю работу в быстром темпе, поэтому можно предоставить  ребенку чуть больше времени на выполнение заданий, проверку своей работы и поиск ошибок. Медленное чтение и письмо – это вполне нормальное явление!
  • Не следует заставлять ребенка многократно прописывать слово, в котором есть ошибка. Увеличение количества упражнений в домашней работе не приведет к коррекции нарушения, а только закрепляет неправильно сформированный навык, усилит негативное отношение к учебе, приведет к переутомлению и физической усталости.
  • Не стоит разрешать детям пользоваться корректорами, ручками со стирающимися чернилами, заклейками и замазками.  С одной стороны, это убирает или «маскирует» ошибки и создает видимость благополучия. Но самое неприятное, что причину детской неграмотности эти меры не устраняют. Наоборот, следует воспитывать у ребенка позитивное  отношение к ошибкам. Не ошибается только тот, кто не учится! Ошибки можно проанализировать, выявить их причину и путем выполнения специальных упражнений исправить.
  • Для того, чтобы ребенок испытывал радость и позитив от учебы, ему можно помочь, а именно - научить получать необходимую информацию из альтернативных чтению источников. Это могут быть аудиокниги, видеофильмы или обучающие программ.
  • Очень хорошим приемом устранения ошибок чтения и письма  являются совместные речевые игры.  Детям, испытывающим трудности в обучении письму и чтению, полезно играть в слова, например «Города», разгадывать кроссворды, шарады – все те игры, которые привлекают внимание ребенка к звуковой структуре слова.
  • Очень полезно воспитывать у ребенка любовь к чтению и книгам. Достойно похвалы, когда для домашнего чтения ребенок самостоятельно выбирает жанр книги. Если тема будет привлекательной,  тогда он будет читать с удовольствием (например, ребенку могут не нравиться рассказы о животных, а интересны приключения или детский детектив). Следует помнить, также что мотивация к чтению формируется в том случае, если в семье есть привычка к ежедневному чтению. Так же можно порекомендовать читать ребенку вслух и вместе с ребенком – это не только весело, но и полезно! 

Коррекция нарушений чтения и письма на современном этапе развития  технологий возможна не только в традиционной форме – один на один с логопедом. Она может принимать очень необычные и интересные разновидности (без снижения качества работы).

В настоящее время набирает силу дистанционное обучение, например, Skype. Прежде всего,  это удобно ребенку, так как он находится в привычной обстановке, это удобно родителям, так как значительно экономит время. Параллельно с традиционными занятиями можно практиковать переписку ребенка с логопедом в веб чате или при помощи электронной почты.

Возможно также использовать компьютерные программы  - тренинги чтения и письма. Работа с ними  повышает мотивацию и интерес ребенка к занятиям. Вместе с тем, к выбору таких программ  следует подходить осторожно и заранее проконсультироваться со специалистом. Продолжительность  таких игр должна быть лимитированной по времени.

Еще один способ решения проблемы неуспеваемости – это обращение в специализированные центры в рамках внешкольного сетевого сотрудничества. Они созданы и функционируют практически во всех округах г. Москвы, они находятся в муниципальном или городском подчинении. Называются они по-разному - ПМСЦ центры, Центры диагностики и консультирования и т.д.

Если трудности ребенка оказываются выраженными и не поддаются коррекции в условиях общеобразовательной школы, или центра, или частным образом, целесообразно записаться на медико-психолого - педагогическую комиссию, специалисты которой уточнят характер имеющихся нарушений и подберут образовательное учреждение, в котором ребенку будет  легко и комфортно учиться.

 Дата публикации 19.01.2019 г.

Для ссылки

Лагутина А.В. Советы родителям первоклассников с трудностями в усвоении письма и чтения [Электронный ресурс]: Кафедра логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета : [сайт], 2019. URL:  http://www.logo-mpgu.ru/patology/slozhnosti-obucheniya-v-shkole/sovety-roditelyam-pervoklassnikov.html (дата обращения 24.12.2019)

Написать нам
Наверх