Почему речь ребенка формируется с задержкой?
На вопрос отвечала к.п.н., доцент кафедры логопедии Мерзлякова В.П.
Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у разных детей. В одной семье темпы речевого развития братьев и сестер могут различаться. У одних детей начало речи может быть отсрочено, но они активно пополняют словарь, быстро усваивают грамматическую структуру речи. Другие дети демонстрируют раннее начало речи, но они медленно накапливают словарь, речь долго остается аграмматичной, а фраза короткой. Речевой продукции у таких детей мало, слова заменяются жестами и мимикой.
Признаки речевого неблагополучия проявляются прежде всего в отсутствии фразы в три года. Ребенок общается со взрослыми отдельными лепетными словами-слогами или общается на одному ему понятном языке. На просьбу «Повтори лучше» он не реагирует или стискивает зубы и отказывается повторить.
Вариантов может быть много, но, если родителей что-то смущает в речевом развитии ребенка, и его речь заметно отличается от речи сверстников - помочь может логопед.
В логопедии выделяется несколько факторов, влияющих на темп речевого развития. Во-первых, это неблагополучные социальные условия воспитания, негативное влияние речевой среды или педагогические ошибки. К этому варианту относятся задержки речевого развития у детей-билингвов. В этом случае поможет консультация логопеда или психолога, которые своими советами помогут родителям создать комфортные условия для полноценного речевого развития ребенка. Во-вторых, это несформированность функционального базиса речи. В этом случае требуется не только изменение условий воспитания ребенка, но и регулярные логопедические занятия.
Состояние задержки речевого развития относится к возрастному периоду до 3-4 лет. Если к возрасту 4 –х лет в речи ребенка не произошло заметного улучшения необходимо обратиться к логопеду для уточнения диагноза и проведения дополнительных исследований при необходимости.