Как стимулировать речевое развитие ребенка?
На вопрос отвечает к.п.н., доцент кафедры логопедии Мерзлякова В.П.
Если развитие речи ребенка отстает, необходимо активизировать этот процесс: нужно рассказывать ребенку о том, что его окружает, оречевлять свои действия, читать вслух книги с доступным ребенку содержанием, совместно рассматривать иллюстрации. При этом обращать внимание необходимо не только на перечисление предметов, окружающих ребенка, но и на фразу и ее грамматическое оформление. К сожалению, немногие родители обращают внимание на то, что дети не договаривают окончания слов, опускают предлоги во фразе. Вслушивайтесь в то, как говорит Ваш ребенок, тактично подправляйте его, демонстрируя правильный образец. Не стоит добиваться от ребенка правильного произношения на начальном этапе речевого развития, главное это наличие правильных окончаний и предлогов.
Больше играйте с детьми! Игру с детьми следует рассматривать не просто как забаву, а как терапевтическое средство, которое, если употреблять регулярно и целенаправленно, помогает преодолеть не только задержку, но и нарушения речи. Это могут быть речевые ролевые игры (Дочки-матери, В гостях, магазин). В этих играх ребенок учиться строить короткие фразы, пополняет словарь. Очень полезны подвижные народные игры, совместное конструирование, рисование или лепка. В игре необходимо избегать прямых инструкций: «Скажи»», «Повтори!». Эти инструкции порождают негативизм к речи. Для того, чтобы этого избежать используют альтернативные вопросы, например: «Что тебе дать – сахар или конфету?». Помогает ситуация непонимания взрослым ребенка, в том случае, если ребенок пользуется мимикой или жестом. Эффективными для речевого развития могут быть ситуации, когда желаемый предмет помещается в недоступное место, например, на шкаф. Взрослый в этом случае просит ребенка пояснить, где предмет и что нужно сделать, чтобы получить его.