Что такое нарушения устной речи и какие они бывают?

На вопрос отвечает к.п.н., доцент кафедры логопедии Мерзлякова В.П.

Нарушения устной речи – это такое состояние речевой деятельности, при которой невозможна или затруднена речевая коммуникация ребенка с окружающими взрослыми или детьми. Необходимо помнить, что при нарушениях речи слух, зрение и когнитивные функции должны быть сохранны.

Как правило родителей начинает беспокоить состояние речи ребенка, если они не могут понять его просьбу, причины капризов и беспокойства. В этом случае родители обращаются за консультацией к логопеду довольно рано от года до двух лет. Если же речь ребенка понятна близким, то за консультацией они могут обратиться позже, когда ребёнок начинает активно общаться с окружающими: бабушками, дедушками, соседями, но их речь непонятна для окружающих взрослых. Иногда родители замечают, что речь ребенка становится прерывистой, теряет плавность. В одних случаях она прерывается многократным повторением первого слога (цы-цы- цыплёнок) или гласного звука в начале слова (а-а-аист), в других – задержкой или трудностями в произнесении согласного звука (са-м-м-м-олет).

В любых случаях необходимо проконсультироваться с логопедом. Если своевременно принять необходимые меры, то недостатки речи или задержки речевого развития могут быть преодолены.

Нарушения речи могут быть вызваны разными причинами. Это задержки речевого развития, связанные с индивидуальным темпом психического и речевого развития ребёнка. Иногда к нарушению произношения или дислалии приводят аномалии в строении артикуляционного аппарата. Отмечаются нарушения речи, связанные с минимальными мозговыми дисфункциями, неврологическими заболеваниями, и тогда мы говорим об алалии или дизартрии. Речевая коммуникация оказывается неэффективной и при заикании, т.е. при нарушении темпа и ритма речи.

Написать нам
Наверх