Слоговая структура слова и фактор освоения пространства
Шарипова Наталья Юрьевна,
к.п.н., доцент кафедры логопедии
Института детства
Нарушения слоговой структуры слова являются одним из главных показателей специфики речевого развития у ребенка.
Если Вашему малышу больше трех лет, а он с трудом проговаривает одно-двух-трех-сложные слова (сокращает количество элементов – «до» вместо «дом», «ка» вместо «каша», «бака» вместо «собака»; переставляет их местами – «Мидя» вместо «Дима», «камони» вместо «макароны»; не может соединить отдельные слоги в целое слово и т.д.), ему нужны специальные занятия.
Активизация возможностей правильного слогового оформления слов подчинена нескольким факторам. Один из них – пространственный.
В нейропсихологии о пространственных представлениях говорят как о базисе, над которым надстраиваются все значимые учебные навыки ребенка – письмо, чтение, счет.
Исследования в области общей психологии определяют оптико-пространственную ориентацию как способность человека определять свое местоположение и положение других объектов в пространстве, дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем.
Для успешной ориентировки в пространстве ребенку необходимо овладеть следующими категориями: знание направлений пространства, умение определять местоположение в пространстве субъекта или объекта «от себя» и оценивать расстояние и расположение объекта или субъекта. К четырем годам ребенку необходимо приобрести следующие способности:
- отражать удаленность предмета и его месторасположения (далеко, близко, высок, низко)
- ориентироваться в направлениях пространства (впереди, позади, наверху, внизу);
- отражать пространственные отношения между предметами(около, рядом, между).
Для ребенка дошкольного возраста специфическим способом отображения и изменения окружающего пространства являются продуктивные виды деятельности: рисование и конструирование. Они выступают индикатором индивидуального уровня состоятельности пространственных представлений.
Рассмотрим игровые ситуации, которые помогут Вашему малышу не только овладеть «пространством слова», но и постичь тайны окружающего пространства, пространства тела и плоскости. Кроме того, данные упражнения служат профилактикой нарушений письма и чтения.
Игровые упражнений для развития сомато-пространственной ориентации (в собственном теле)
Задачи: создать условия для освоения детьми асимметрии собственного тела, научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии; уточнить и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «далеко», «близко»; развивать оптико-пространственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений.
1. «Одеваемся на прогулку»
Ход игры. Перед детьми в хаотичном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т. д.
Инструкции: 1) «Найди пару», 2) «Правильно поставь тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений), 3) «Правильно надень чешки» и др.
2. «Одеваем куклу»
Ход игры. Детям предлагается кукла и предметы одежды для нее.
Инструкции: «Застегни пуговицы спереди (сзади)»; «Завяжи шарф спереди (сзади)»; «Надень шапку, цветок впереди (позади, сбоку)» и т.д.
- Вариант 1. Плоскостные изображения ладоней и ступней хаотично раскладываются на ковре. Инструкция: «Найди пару ладошек / ступней».
- Вариант 2. На полу выложена дорожка из «следов». В конце дорожки сидит игрушечный медведь. Задача ребенка добраться до мишки, ступая по дорожке с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, круговая. Инструкция: «Доберись до мишки по следам».
4. «Обезьянки»
- Вариант 1. Копирование движений одной руки. Взрослый поворачивается спиной к ребенку и выполняет движения руки вверх (в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс). Инструкция: «Сделай как я».
- Вариант 2. Копирование движений ноги. Взрослый поворачивается спиной к ребенку и осуществляет показ движений ноги: вперед (назад, в сторону, сгибает в колене).
- Вариант 3. Копирование движений двух рук. Взрослый поворачивается спиной к ребенку и выполняет движения: а) симметричные: обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову и т.д.; б) несимметричные: одна рука в сторону, другая рука на пояс; одна рука на плечо, другая рука вперед; одна рука вниз, другая рука в сторону, одна рука на плечо, другая рука на пояс.
- Вариант 4. Копирование движений руки и ноги. Взрослый становится спиной к ребенку и показывает движения: обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая в сторону, нога согнута в колене и т.д.
5.«Далеко-близко»
Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Взрослый расставляет игрушки между ними (далеко и близко).
Инструкция: «Скажи, где мишка» («Мишка далеко от меня. Мишка близко от Светы»).
Игровые упражнения для развития ориентации в трехмерном (окружающем) пространстве
Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «выше», «ниже», «близко», «далеко», «ближе», «дальше»; активизировать в речи слова, обозначающие данные понятия.
1.«Выбери дорожку»
Ход игры. Взрослый выстраивает на ковре игрушки на разном расстоянии друг от друга, ребенку предлагаются полоски разной длины («дорожки».)
Инструкция: «Подбери дорожку, чтобы пес дошел до своей будки» («Пес далеко от будки, ему нужна длинная дорожка»). И т.д.
Ход игры. Дети выстраиваются в ряд в соответствии с инструкцией взрослого, затем называют всех, кто оказался впереди, позади.
Инструкции: 1) «Встань позади Светы», 2) «Расскажи, кто впереди (позади) тебя», 3) «Расскажи, кто впереди, позади Светы» и др.
3. «Веселые звери»
Ход игры. Взрослый поочередно выставляет игрушки перед ребенком (впереди и позади). Ребенок определяет пространственную позицию новой игрушки, называет, затем с закрытыми глазами перечисляет игрушки в порядке предъявления.
4. «Угадай игрушку»
Ход игры. Детям предлагается ряд предметов (игрушек).
Инструкция: «Угадай мою игрушку: она находится впереди куклы»; «Эта игрушка находится впереди куклы, но позади мишки» и д.т.
Игровые упражнения для развития ориентации в двухмерном пространстве (вертикальная и горизонтальная плоскости)
Задачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия вертикальной и горизонтальной плоскостей: «впереди», «позади», «высоко», «низко», «далеко», «близко», «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «между»; научить сравнивать пространственные позиции предметов; совершенствовать графо-моторные навыки.
1. «Новый год»Ход игры. На листе бумаги (или магнитной доске) - изображение елочки и медвежонка. Взрослый произносит текст и выкладывает предметы.
Примерный текст: «Медвежонок наряжает елочку. Звезду повесил высоко. Шар – пониже. Бусы будут висеть совсем низко».
Вопросы: «Что висит высоко?», «Что висит низко?», «Что висит выше бус?», «Где висит звезда?», «Где висит шар?», «Где висят бусы?».
2. «Белка на елке»
На листе бумаги (или магнитной доске) – изображение елки и белки.
Примерный текст: «Шишка высоко висит. Белка низко сидит. Белка – прыг-скок по веткам. Теперь Белка высоко. Достала шишку».
Вопросы: «Где висит шишка?», «Где сидит белка?», «Куда забралась Белка?».
3. «Кот на лесенке»
Ход игры. На листе бумаги (магнитной доске) – фигура кота и вертикальное положение лестницы, наверху которой сидит попугай.
Примерный текст: «Кот ловит попугая. Попугай – высоко, кот – низко. Кот залез высоко, а попугай уже сидит низко. Не может кот поймать попугая».
Вопросы: «Где сидит кот?», «Где сидит попугай?», «Куда слетел попугай?», «Куда забрался кот?».
Ход игры. На листе бумаги (или магнитной доске) – изображение солнышка и домика.
Примерный текст: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером низко сидит, спит».
Далее может следовать имитация действий детьми с последующим оречевлением (присели – солнышко низко; встали – солнышко высоко; присели – солнышко низко).
5. «Солнечный зайчик»
Ход игры. Игра проводится в солнечный день. Посредством зеркала солнечный «зайчик» перемещается по комнате, дети комментируют: «Зайчик высоко, зайчик низко. Зайчик далеко, зайчик близко» и т.д.
6. «Продолжи ряд»
Вариант 1. Ход игры. Детям предлагается набор плоскостных изображений (пирамидки, мячики, машинки и др.).
Инструкция: «Продолжи ряд – мяч, пирамида, машинка, мяч, пирамида…».
Примечания. Дети продолжают ряд а) по зрительному образцу, б) по слуховым следам, в) изменяют исходный ряд по инструкции: «измени так, как я скажу (покажу): пирамида, мяч, машинка».
Вариант 2. Ход игры. Детям предлагается разноцветная мозаика (геометрические фигурки), либо – листы бумаги и цветные карандаши.
Инструкция: а) «Продолжи дорожку: синий камешек, зеленый камешек, синий, зеленый…и т.д. (синий, зеленый, красный, синий, зеленый, красный…и т.д., два синих камешка, один зеленый, два синих, один зеленый …и т.д.)»; б) «продолжи дорожку: треугольник, круг, треугольник, круг …(два треугольника, один круг…)».
Примечания. Дети продолжают ряд а) по зрительному образцу, б) по слуховым следам, в) изменяют исходный ряд по инструкции «измени, как я скажу: зеленый, красный, синий…» и т.д.
В следующей публикации мы рассмотрим темпо-ритмический фактор как базовый для усвоения слоговой структуры слова и речи в целом.
*данная публикация составлена по материалам Учебно-методического пособия «Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: логопед.технологии» / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова .- М.: ПАРАДИГМА, 2010. – 96 стр. – (специальная педагогика), в которой можно ознакомится с полноценной методикой авторов.
дата публикации 21.02.2019
Для ссылки
Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова и фактор освоения пространства [Электронный ресурс]: Кафедра логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета : [сайт], 2019. URL: http://www.logo-mpgu.ru/faq/logopedam/metodicheskaya-kopilka.html (дата обращения 21.02.2019)