Д
ДАКТИЛОЛОГИЯ
своеобразная форма речи, воспроизводящая слова посредством пальцев рук.
ДАУНА БОЛЕЗНЬ, синдром Дауна
хромосомная болезнь, при которой отсталость сочетается со своеобразным внешним обликом больного.
ДЕБИЛЬНОСТЬ
наиболее лёгкая степень умственной отсталости.
ДЕМЕНЦИЯ
стойкое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы. В детском возрасте после некоторого периода нормального развития ребёнка деменция возникает при органических поражениях мозга вследствие воспалений, ушибов и т.п., а также при шизофрении и эпилепсии.
ДЕПРИВАЦИЯ
психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Следствием депривации может быть задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта. Для ликвидации последствий депривации прежде всего необходимы устранение вызвавших её условий.
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)
понятие ДЦП объединяет группу двигательных расстройств, вызванных нарушениями контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В основе ДЦП лежит раннее (как правило внутриутробное) повреждение или недоразвитие мозга вследствие хронических заболеваний будущей матери, перенесённых ею инфекционных заболеваний, интоксикаций, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности и др., иногда – возникающее в результате родовой травмы или асфиксии новорожденных, реже – как следствие энцефалита. ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием. Существует несколько форм ДЦП в зависимости от повреждения определённых систем мозга.
ДЕФЕКТ
физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка.
ДЕФЕКТОЛОГИЯ
наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.
ДИЗАРТРИЯ
расстройство артикуляции, вызванное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Возникает в результате различных органических поражений ЦНС.
ДИСГРАФИЯ
частичное специфическое расстройство процесса письма. Наиболее тяжёлая степень этого нарушения – аграфия – полная неспособность к овладению навыкам письма.
ДИСЛАЛИЯ
нарушение произношения звуков и их сочетаний, вызванное анатомическими дефектами артикуляционного аппарата, неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия. Крайне выраженная форма – алалия.
ДИСЛЕКСИЯ
нарушение чтения, вызванное поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС.
Дисфония
частичные нарушения нарушения высоты, силы и тембра голоса.